Хочешь выучить японский язык или узнать больше о культуре и истории Японии?

Выбирай лекции и курсы от профессионалов

Участвовать в лекциях

Десять лучших японских фильмов и аниме. Шедевры японского кино

Хочешь узнать о 🇯🇵 Японии и японском больше? Кликай 👆
✈️ Подпишись на наш Telegram-канал

Японское киноискусство – это не рядовое явление, здесь нет привычных нам по голливудским фильмам эпатажных героев, зрелищных взрывов, суперменов. Японское кино, прежде всего, обращается к вашей душе. Японцы очень ценят так называемый внутренний взор, то есть умение видеть между строк, чувствовать что-то не на поверхности, не очевидное.

Собственно, и лучшие фильмы Японии служат этому, вновь и вновь обращаясь к вашему внутреннему взору. Многие из них – из середины прошлого века, но от этого они только прибавляют в ценности. Есть и мультфильмы, которые составят конкуренцию многим игровым фильмам.

Предлагаем посмотреть 10 лучших фильмов Японии, собранных из разных подборок, но имеющих самый высокий рейтинг по оценкам и отзывам зрителей. Все они трогают за душу, иногда даже причиняют пронзительную боль, но за это мы их и любим.

7 самураев (Shichinin no samurai), 1954

семь самураев

События фильма «7 самураев» разворачиваются в 1586 году и рассказывают о гражданской войне в Японии.  Среди хаоса и беспорядка процветают «преступные элементы» — мародеры, грабители, бандиты. Они терроризируют жителей деревень и городов, отбирают пищу и скот, убивают целые семьи. Но в одной деревеньке жители решили, что смогут противостоять бандитам, если наймут самураев – профессиональных воинов, которые в любом случае лучше самих крестьян на поле боя.

Это философское драматическое рассуждение об истинных человеческих ценностях и образе мыслей действительно смелых и благородных людей.

Фильм снял Акира Куросава в 1954 году в жанре «дзидай-гэки» (яп. 時代劇, исторический драматический фильм, рассказывающие про боевые приключения самураев). Во время съемок происходило много такого, что чуть не останавливало всю работу. Например, Куросава часто выходил за рамки бюджета, и потому продюсеры собирались прекратить финансирование, но режиссер снова и снова уговаривал их (как водится, до следующего раза). А еще на финальную сцену постоянно не хватало лошадей – тоже отголоски жесткого бюджета.

В сюжете все пронизано конкретикой и четким понимаем действий героями, все готовы делать то, о чем говорят. Отдать – означает отдать; умереть – значит, умереть. Здесь нет долгих рассуждений «ни о чем», но есть глубокое понимание того, на что они идут: семеро против сорока. И нельзя сказать, есть тут или нет счастливого конца, все зависит от точки зрения.

Харакири (Seppuku), 1962

Харакири

Фильм режиссера Масаки Кобаяси повествует о нищем ронине, который хочет воспользоваться старинным обычаем и сделать сеппуку (ритуальное самоубийство) во дворе дома знатного самурайского клана – это считалось почетной смертью.

Главный герой Хансиро Цугумо приходит к клану Ии со своей просьбой, но его пытаются отговорить странным образом – запугивая мучительной смертью предыдущего такого же просителя. Ему рассказывают, что тот пришел даже не с настоящим мечом, а с бамбуковой подделкой. Но они заставили его совершить самоубийство тупым бамбуковым мечом. Цугумо знает своего предшественника, и знает, что тот продал мечи ради денег для своей семьи. И даже просить места для самоубийства он приходил, тайно надеясь на жалость: может, ему дадут денег или работу.

Но главный герой тверд в своем решении и не надеется на жалость. И готовясь к ритуалу, он рассказывает свою историю…

Унесённые призраками (Sen to Chihiro no kamikakushi), 2001

Унесенные призраками

Классика от Хаяо Миядзаки на все времена. Настоящий перевод названия: «Сэн и таинственное исчезновение Тихиро».

Мультфильм рассказывает о семье, переехавшей на новое место и заблудившейся по дороге к дому. Они попадают в пустующий городок, и тут их поджидает странная и необычная ловушка – невероятное количество еды на любой вкус. Родители Тихиро, ничего не подозревая, стали пробовать блюда, и чем больше они ели, тем больше им хотелось. И в конце концов они превратились в бездумных свиней – что и было целью колдуньи Юбабы. И теперь девочке Тихиро предстоит не только выжить самой в странном городе, но и спасти родителей.

Для этого она нанимается к колдунье на работу и получает новое имя – Сэн. Теперь ей нужно выполнять необычные поручения, стараться угодить странным гостям купален Юбабы и помогать своим новым друзьям.

В мультфильме нет голливудской жестокости, но много очень милых персонажей, тайн и загадок, отличные рисовка и сюжет, и даже страшные события наводят на размышления, но никак не отпугивают.

Могила светлячков (Hotaru no haka), 1988

могила светлячков

Еще один полнометражный мультфильм, но уже от режиссера Исао Такахата. Он рассказывает довольно простую историю, человеческую трагедию, основанную на реальных событиях. Никакой политики или рассмотрения исторических спорных вопросов, только живые люди и их судьбы.

И хотя мультфильм о военных событиях во время Второй мировой, в первую очередь он о детях войны. Главные герои – парень Сэйта и его маленькая сестра Сэцуко – теряют родителей: мама умирает от бомбежки, а отец уходит на фронт, где потом и погибает. Поначалу они живут у своей тетки, но скоро становится ясно, что она им, мягко говоря, не рада. Тогда брат с сестрой решают жить где-нибудь еще, например, в заброшенных убежищах. Но там их поджидают новые несчастья.

Предоставленные сами себе, они переживают настоящее психологическое приключение с искрами любви и надежды, их символом – светлячками, которые живут так недолго.

Женщина в песках (Suna no onna), 1963

женщина в песках

Фильм режиссера Хироси Тэсигахары, который показывает немного фантазийную, но очень натуральную притчу.

Молодой ученый, изучая насекомых пустыни, оказывается в неудобном положении: он опоздал на последний автобус в город, и теперь ему придется принять предложение местных жителей. Он соглашается переночевать у молодой вдовы, дом которой находится в песчаной яме.

Наутро оказывается, что ученый не может выбраться из ямы – пропала лестница, ведущая наверх, и теперь ему придется помогать женщине вычерпывать песок, который насыпался за ночь из-за ветра. Она, как Сизиф, каждый день убирает песок, чтобы назавтра начать сначала – это и есть вся ее жизнь.

Лента получилась чувственной, эротичной, очень пронзительной. Возможно, вам даже понадобится пересмотреть фильм еще раз, чтобы больше проникнуться его атмосферой. Критики отмечают, как хорошо и тонко режиссеру удалось передать перемены в главном герое. Как он смиряется с судьбой, как постепенно перенимает уклад жизни местных жителей и, наконец, становится одним из них. Некоторые говорят, что этот фильм по-своему страшен, после него мурашки по коже еще долго не проходят.

Принцесса Мононоке (Mononoke-hime), 1997

принцесса мононоке

Прекрасный красочный мультфильм Хаяо Миядзаки, рассказывающий о парне Аситака, живущем в деревне далеко на Востоке, докуда не доходят вести из мира. Однажды жители видят стремительно гибнущий лес и вепря-оборотня, который охвачен ненавистью ко всему живому.

Аситака, не колеблясь, отправляется на бой с оборотнем, сначала лишив его зрения, а потом и убив.  Но демоническое существо успевает наложить свое проклятие, теперь Аситака обречен. Он отправляется в другие края, чтобы найти лекарство для себя, и по пути встречает разбойников, грабящих деревню и убивающих жителей. Желая защитить невинных, Аситака бросается в бой, где становится ясно, что проклятие хоть и причиняет массу боли, но и дает невероятную силу, питаемую ненавистью человека.

Спустя некоторое время Аситака становится свидетелем еще более масштабного противостояния – людей и леса. По одну сторону принцесса леса Мононоке, с другой – люди, добывающие железо в округе и вырубающие для этого лес. Это не просто стычки, это война. К этому присоединяются люди императора, которые хотят забрать голову Лесного бога, чтобы управлять им.

Но на чьей стороне правда?  Если правы лесные жители и Лесной бог, то люди умрут с голода без торговли железом. А если люди – погибнет многовековой лес и его жители…

Рай и ад (Tengoku to jigoku), 1963

рай и ад

Драматический фильм Акира Куросавы, еще более эмоциональный, сложный и неоднозначный. Рассказ идет о богатом промышленнике, хорошем и проницательном человеке, ставшем перед дилеммой: спасти чужого мальчика, которого похитили вместо его сына по ошибке, или плюнуть на все и не тратиться на выкуп, ведь иначе он останется банкротом? Этот вопрос и станет главной мыслью фильма: человеческая жизнь или деньги.

Первая часть фильма требует терпения, так как показывает сложные размышления и переговоры, много телефонных звонков и расследований. Во второй части действие более динамично.

Расёмон (Rashômon), 1950

расёмон

И снова Акира Куросава. Не длинный (по меркам Куросавы) фильм «Расёмон» стал первой лентой, вышедшей на мировые экраны – и потряс их. Сюжет рассказывает о нескольких людях, прячущихся от дождя у ворот Расёмон и рассказывающих о показаниях, которые недавно давали в суде о смерти самурая и изнасиловании его жены.

С удивлением они обнаружили, что все они хоть и говорят об одном и том же событии, но говорят разное. Да еще и убийца самурая и жена погибшего тоже рассказывали свои противоречивые истории. В итоге получается несколько версий событий, но какая из них верна?

Но это не детектив, это фильм о людях и их лжи. Или их правде, которая у каждого своя. В 2008 году фильм был отреставрирован и оцифрован. Тогда же он получил еще несколько премий к уже имеющимся.

Телохранитель (Yôjinbô), 1961

фильм телохранитель

«Телохранитель» — тоже фильм  Акиры Куросавы. Он довольно легко и непринужденно повествует о небольшом эпизоде из жизни городка незадолго до революции Мэйдзи (19 век). Бедный самурай решает помочь жителям города, который терроризируют местные бандиты. А те только дерутся и играют в кости целыми днями да ненавидят друг друга. А что самое неприятное: молодежь стремится уйти в бандиты, потому что хочет легкой красивой жизни.

Этот фильм отличается от подобных тем, что самурай-помощник не бросается грудью на амбразуру, а хитростью стравливает банды «Беглые преступники» и «Игроки» между собой, чтобы потом добить оставшихся. Для этого он нанимается в одну из банд телохранителем, до этого устроив показательную расправу над членами второй бандой. А потом начинает игру «на два фронта».

Некоторые могут возразить, что фильм не настолько хорош, чтобы находиться в ТОП-10, однако у него неспроста такой высокий рейтинг: лента отличается тем, что в ней используется особенная операторская и актерская работа, а сам фильм рассказывает об игре на людских пороках и желаниях. В целом получилось ненавязчиво и интересно, даже есть над чем посмеяться – там много юмористических персонажей.

Жить (Ikiru), 1952

японский фильм жить

Угадаете режиссера? Ну конечно, Акира Куросава. Теперь уже вдохновленный повестью Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича».

По сюжету Kандзи Ватанабэ, всю жизнь проработавший на начальственной должности, узнал свой страшный диагноз и вдруг понял, что на самом деле за работой пропустил жизнь. Оглянувшись на свое прошлое, он увидел, что не сделал ничего стоящего, у него нет настоящих друзей и семьи. Нет, у него есть сын, но он так далек от отца, что совершенно не понимает его.

И Ватанабэ спешит успеть сделать хоть что-нибудь хорошее. Например, помочь увольняющейся девушке из его компании преодолеть все бюрократические препоны, каким он раньше и сам служил.

Это фильм-рассказ, неспешный и очень показательный, а главное, рассказывающий, что никогда не поздно начать что-то сначала, даже если не получается.

А какие фильмы, по-вашему, должны быть в подборке ТОП-10 «Лучшие японские фильмы»? Расскажите в комментариях.

Согласитесь, круто смотреть фильмы в оригинале! Однако, прежде чем сделать это, необходимо выучить японский язык хотя бы на бытовом уровне. Пройдите по ссылке и запишитесь на наш основной курс и заговорите по-японски!

11279 0
Дата: 23.08.2016 / Рубрика: Японские фильмы
Вконтакте
Facebook
WordPress
На указанный адрес вы сможете получить ответы