Хочешь выучить японский язык или узнать больше о культуре и истории Японии?

Выбирай лекции и курсы от профессионалов

Участвовать в лекциях

Ниндзя: цель оправдывает средства

Хочешь узнать о 🇯🇵 Японии и японском больше? Кликай 👆
✈️ Подпишись на наш Telegram-канал

 

В сословно разделенной Японии кланы ниндзя имели особый статус и свою роль. Социальная структура эпохи Эдо называлась Си-но-ко-сё по названию каждой из четырех слоев, которые в нее входили:

  • Си – самураи и их приближенные, представители аристократии,
  • Но – крестьяне,
  • Ко- ремесленники,
  • Сё – торговцы.
  • И никаких ниндзя!

Ниндзя жили сами по себе, обычно в местности, удаленной от остальных. Сам корень слова «нин» означает «тайный», а «дзя» — «человек». Они могли также заниматься каким-то ремеслом, торговлей или сельским хозяйством. Жители окружающих их поселения деревень даже не подозревали, что их соседи – машины-убийцы. В основе уклада «тайных людей» было владение искусством ниндзюцу: комплекса духовных и боевых практик, умения выживать в экстремальных условиях, шпионить, проникать в тыл врага и устраивать диверсии.

История ниндзя

Кланы ниндзя появлялись одновременно с формированием самурайского сословия в 9-12 веке. Но если самураи стали приближенными феодального сегуна-правителя и служили ему денно и нощно, то ниндзя ушли в леса, подчинялись исключительно главе своего клана и выполняли только особые задания за крупные деньги. Другими словами, если самураи стали сторожевыми собаками своего хозяина и должны были быть верными ему до конца своих дней и соблюдать кодекс части Бусидо, то ниндзя был свободный волк, который никому не принадлежал и не имел особых моральных ограничений и нанимался только для выполнения специальных поручений.

Среди этих поручений были: убийства, диверсии, шпионаж, провокации… В общем, все те действия, совершать которые самураи считали или ниже своего достоинства или порочащим свою честь, но тем не менее которые были весьма эффективны во время междоусобных феодальных войн. Главная задача ниндзя – выполнить задание и остаться живым. Все остальное – не важно!

Период Сэгоку дзидай (1467-1568)

Рассвет ниндзя пришелся на период Сэгоку дзидай (1467—1568), что в переводе на русский означает «Эпоха воюющих провинций» и как нельзя лучше отражает специфику того времени. Тогда насчитывалось около 70 кланов ниндзя, и появились самые сильные и известные из них Ига и Кога, названные по названиям деревень, где они зародились.

Ига кроме всего прочего прославились своими изобретениями: многие виды оружия и экипировки ниндзя были изобретены ими. А Кога – были умелыми профессионалами, работающими со взрывчатыми веществами… Представители Ига и Кога работали на самых могущественных феодалов, что обеспечило усиление и развитие их кланов. Сейчас в этих деревнях находятся музеи, где можно познакомиться с историей ниндзюцу, посмотреть на обмундирование ниндзя и даже устроить поединок, используя костюм и оружие настоящего война.

Период Эдо (1603-1868)

В период Эдо (1603-1868) в Японии установился относительный мир. Ниндзя как убийцы-наемники и диверсанты перестали быть нужны, но их все чаще стали привлекать как телохранителей и агентов тайной разведки. А представители некоторых кланов стали самураями. Культура ниндзя стала ослабевать, а кланы беднеть и распадаться.

Период Реставрация Мэйдзи (1868-1889)

Период Реставрация Мэйдзи (1868—1889) стал роковым для ниндзя. Япония перешла от раздробленной самурайской системы правления в лице сегуната к непосредственному подчинению императору и его правительству. Объединенной Японии ниндзя были не нужны, и к началу 20го века представители этого военного искусства покинули политическую сцену. Традиция ниндзя прервалась.

 

Новейшая история ниндзя

Последние ныне живущие ниндзя — Масааки Хацуми, глава клана Тогакурэ, и Дзюньити Каваками, глава клана Кога:

  • Масааки Хацуми сейчас 80 лет, он — основатель международной школы боевых искусств Будзинкан, в которой насчитывается более 300 тысяч учеников по всему миру;
  • Дзюньити Каваками чуть за 70, он является дипломированным инженером и долго работал по этой профессии, но после выхода на пенсию полностью посвятил себя изучению, обучению и популяризации искусства ниндзя. Он является профессором Университета Миэ и директором Музея боевых искусств на родине своего клана, городе Ига.

Однако обладая тысячами учеников ни один из этих мастеров не назначает приемника. Хотя хочется верить, что тайное знание было все-таки передано кому-то, для кого искусство ниндзя больше, чем приемы самообороны или эффектное шоу. Просто последние мастера скрывают имена своих наследников, как это было в традиции их кланов на протяжении тысяч лет.

О японских традициях еще много можно узнать на нашем бесплатном курсе по японской культуре.

1676 0
Дата: 04.07.2021 / Рубрика: Японская культура
Вконтакте
Facebook
WordPress
На указанный адрес вы сможете получить ответы