Давно мечтаете выучить японский язык?

Регистрируйтесь на главную программу онлайн-школы

«Японский язык за 3 шага»

Узнать подробности

Самураи. История и кодекс чести

 

История японской военной организации – это, по сути, история конфликта между личными и государственными полномочиями, борьбы между преданностью местным начальникам и необходимостью подчиняться правительственным органам. История сложная и противоречивая, по большей части печальная, но временами забавная.

Происхождение самурайства

До конца VIII века Япония проводила успешно позаимствованный из Китая рекрутский набор, эксплуатируя невинных крестьян. Но страна не особенно часто вела войны, и солдаты, в основном, занимались работой полиции – охраной порядка и ловлей преступников. Экономные чиновники решили, что такие функции можно возложить на небольшие мобильные отряды наемников, и перестали спонсировать постоянную армию.

Со временем наемные воины-дружинники («буси», или «цувамоно») стали называться самураями. Первые самураи вербовались феодалами из довольно обеспеченной части сельского населения их владений. Другим источником пополнения дружин были низкоранговые аристократы, не занятые земледелием. Дружинники постепенно превращались в вооруженных слуг, получавших от своего хозяина жилище и пищу, а в некоторых случаях и участки земли с приписанными крестьянскими дворами. Такие самураи сами превращались в феодалов.

Самурайский отряд

Задача организации военной силы была делегирована лидерам отрядов буси. Это объясняется той же экономией средств: дорогостоящее военное оснащение перестало быть проблемой чиновников.

В отрядах буси царила строгая иерархия. Все члены были обязаны подчиняться лидеру, который, как правило, был выходцем из престижного рода. Военная аристократия обеспечивала связь провинциальных буси с двором.

Основные силы таких отрядов насчитывали 6-12 человек. В случае масштабного конфликта воины заставляли сражаться «гражданских» жителей регионов, которые находились под их управлением. Формально самураи не имели право командовать крестьянами, однако те находились в зависимости от воинов, так как часто арендовали их земли, одалживали семена или вели торговлю при их дворах. Разросшиеся отряды объединялись в огромную армию на основе союзных связей между лидерами буси.

Кодекс чести

Военную агрессию всегда надо как-то оправдывать. Римская и греческая мораль смотрит на войну как на путь к достижению высших целей – всеобщего мира и справедливости.

В христианстве военная агрессия должна была стать лишь методом прекращения агрессии во всем мире.

Япония, не сумев создать собственную идеологию, изначально обратилась к китайским, в частности, конфуцианским, принципам. Единственным, кто мог объявлять войну, был император – воплощение божества на земле, и справедливость такой войны не ставилась под сомнение.

Но в течение нескольких веков ценности придворных, заимствованные из Китая, были полностью изменены на ценности буси. Кодекс буси подчеркивал право воинов сражаться за своих покровителей, а также за личную честь и выгоду. Божественный император же, который вел томное существование где-то в столичном дворце, писал стихи и совершенно не ввязывался в «грязное» военное дело, был им практически не интересен.

Образ самозабвенно сражающегося самурая, который так часто рисуют авторы книг, манги и мультфильмов, не всегда соответствовал действительности, особенно в начале истории самурайства, до возникновения идеи особой связи между слугой и его господином. Самураи нередко были весьма расчетливыми гражданами, способными спокойно удрать от врага, если он превосходил в силе.

Власть и самураи: эпическое противостояние

Нельзя говорить о полной автономии военных властей – формально государство контролировало наемников. К примеру, перед тем как убежать на войну, самураи должны были отпроситься у правителя. Таким образом, наемные отряды были хоть и несколько рискованным, но очень выгодным предприятием – как уже говорилось выше, «хозяйственная» часть (закупка оружия и т.д.) практически всегда была головной болью самих военных отрядов.

Рост влияния самураев стал возможным благодаря стремлению аристократов использовать их в политических конфликтах – высшие чиновники частенько вовлекали буси в борьбу за власть.

Накал внутренней борьбы между аристократами и самураями был особенно мощным в эпоху Хэйан (VIII-XII вв.). Это было противостояние идеологи: двор ценил изящество, поэзию, богатство и утонченность, презирая буси – «грубых мужланов». В то же время изнеженные аристократы раздражали самих самураев, с детства привыкших к лишениям и тяготам военной жизни. В конце концов, с захватом власти военными и становлением сёгуната конфликт стал потихоньку спадать, но все же первостепенным для самураев оставалось благо своего феодала, который обеспечивал его семью, а не далекого центрального правительства. Идея существования центрального государства была весьма абстрактной в понимании военного сословия.

Конец самурайства

Самураи стали той силой, которая заставила феодальный сёгунат отойти от власти и отдать свои полномочия императору в XIX веке. Однако новоиспеченное правительство после не самой удачной попытки создать модернизированную армию на основе самурайских отрядов и особенно после не менее неудачного самурайского восстания приняло решение, что самурайство «устарело». Государственные чиновники назначили самураям пенсию и благополучно отправили оных в отставку. Предполагалось, что бывшие самураи, используя полученные деньги, займутся предпринимательством или ремесленнической деятельностью, но такое положение дел ударило по самолюбию гордых воинов. Поэтому многие самураи вели нищую жизнь, с тоской наблюдая расцвет новой Японии.

292 0
Дата: 13.03.2018 / Рубрика: Без рубрики
Вконтакте
Facebook
WordPress
На указанный адрес вы сможете получить ответы