Давно мечтаете выучить японский язык?

Регистрируйтесь на главную программу онлайн-школы

«Японский язык за 3 шага»

Узнать подробности

Самые известные японские режиссеры

Япония — удивительная страна, таящая в себе множество завораживающих загадок, богатую историю и поражающую самобытностью культуру. Но она также вобрала в себя и культуру Западных стран. Новое веяние конца XIX века – кинематограф — не обошло стороной и ее. В 1896 году в стране Восходящего Солнца появились первые фильмы, и с этого момента японский синематограф играет огромную роль в истории мирового кино.

Японское кино развивалось по законам театра Кабуки: женские роли играли мужчины, герои пестрили своими костюмами, которые, к сожалению, не были видны в полной мере из-за возможностей черно-белого кино, декорации также напоминали театральные. Постепенно кино стало более реалистичным. Новые техники и подходы к съемкам привели японский синематограф к «золотому веку» в 50х-60х годах прошлого века.

японские режиссеры

Японский кинематограф олицетворяют такие знаменитые режиссеры, как Седзо Макино, Акира Куросава, Масаки Кобояси, Ясудзиро Одзу и Кэндзи Мидзогути. Эти самые известные японские кинорежиссеры являются столпами синематографа страны Восходящего Солнца. Именно они добились значимого места японского киноискусства в истории мирового кино.

Сёдзо Макино (яп. 牧野省三 )

японские режиссеры

Седзо Макино по праву называют отцом японского кино. Именно с него началась история высокого киноискусства этой страны. Он первым внедрил новые методы и эффекты съемки, начал применять новейшие кинематографические средства выразительности и стал основателем самого популярного и эксклюзивного жанра, присущего японской традиции киноискусства,- дзидайгэки- исторические драмы о самураях периода Эдо. Дебютом этого знаменитого японского режиссера считается его работа в короткометражной картине «Битва у Хоннодзи» (1908). Он продолжал работу в студии «Никкацу», затем в 1923 году основал собственную продюсерскую компанию Makino Film Productions. Здесь ему удалось развить свой талант режиссера и кинопродюсера до новых высот, а также создать большое количество кинокартин различной тематики.

В 1927-1928 годах Макино руководил созданием фильма в жанре эпической саги «Тюсингура: Правдивая история», которая рассказывает о судьбе 47 ронинов . Этот фильм вышел к его 50-тилетию и является одним из немногих сохранившихся до наших дней картин Седзо Макино. Рекомендуем вам познакомится с этим самым известным японским режиссером поближе, посмотрев дошедшие до нашего времени его фильмы.

Акира Куросава (яп. 黒澤 明)

японские режиссеры

Несомненным гением и самым известным режиссером Японии является Акира Куросава. Его считают одним из самых знаменитых режиссеров в мировом кино. Он имеет огромное значение в истории японского кино, хотя не имел большой популярности на родине. Фильмы Куросавы оказали влияние на многие картины западного синематографа, в особенности на американский жанр вестерн. Многие знаменитые фильмы — «Великолепная семерка», «За пригоршню долларов», «Герой-одиночка» и другие — свою основу и идейное вдохновение берут именно в картинах, снятых Акирой Куросавой. В его творчестве отчетливо видны любовь и огромный интерес к культуре России, он даже удостоен орденом Дружбы народов «за большой личный вклад в развитие культурных связей между Советским Союзом и Японией». О Акире Куросаве и его творчестве мы уже рассказывали ранее, поближе познакомится с работами этого знаменитого японского режиссера можно здесь.

Масаки Кобояси (яп. 小林 正樹)

японские режиссеры

Еще одним знаменитым японским режиссером является Масаки Кобояси. Он известен как мастер драматических картин, повествующих об истории и культуре Японии, а также затрагивающих военную тематику. Дебют Кобояси как режиссера состоялся в 1952 году, он представил публике фильм «Юность сына». Основу его творчества составляют фильмы на историческую тему, рассказывающие о судьбе людей, чаще всего в тяжелые военные годы. Самым известным и значимым фильмом в его творчестве является трилогия «Условия человеческого существования», каждая часть которой длится 3 часа и повествует о том, как меняется человеческая душа в условиях войны. Известно, что Масаки Кобояси занимался не только кино, но и пробовал себя как режиссер сериалов. Сериал «Окаменелость» считается его работой. Последним фильмом Кобояси стала картина, которая затрагивает злободневную проблему терроризма, под названием «Дом без еды».

Ясудзиро Одзу (яп. 小津 安二郎)

японские режиссеры

Ясудзиру Одзу является признанным классиком японского кино и считается одним из самых знаменитых японских режиссеров. Его творческая деятельность началась в 1923 году, когда он работал помощником режиссера киностудии «Сетику». Дебют Ясудзиру Одзу как самостоятельного режиссера состоялся в 1927 году, им была представлена картина «Меч покаяния» — немая драма о самураях. Интересен тот факт, что Ясудзиру Одзу одним из последних среди японских режиссеров стал использовать звук в своих фильмах.
После войны он перестает снимать драматические сюжеты и увлекается освещением повседневности. Ему присущи особые приемы съемки. Например, часто режиссер снимал с низкого ракурса, как будто показывая картину глазами человека.

Творчество Ясудзиру Одзу часто сравнивают с Джейн Остин и А. Чеховым, однако критики склонны говорить о том, что его творчество, в отличие от приведенных авторов, базируется на специфических и традиционных японских представлениях и религиозных убеждениях. Он не был популярен за рубежом при жизни, но на родине признавался «богом кино» и был знаменит повсеместно. Его картина «Токийская повесть» 1953 года вошла в тройку величайших фильмов в истории кинематографа.

Кэндзи Мидзогути (яп. 溝口 健二)

японские режиссеры

Последним в списке, но не последним по значимости является Кэндзи Мидзогути. Этот знаменитый японский режиссер вошел в историю кинематографа страны Восходящего Солнца своими завораживающими картинами, повествующими о судьбах женщин в японском обществе. В ранние годы Мидзогути был настолько увлечен работой, что мог снимать фильм за неделю. В период с 1920 по 1930 он снял более 50 кинолент, не все из которых дошли до наших дней.

Режиссер признавал, что его настоящая работа в кино началась с фильмов «Осакская элегия» и «Гионские сёстры», снятых в 1936 году. Он смог завоевать звание режиссера «нового реализма». Чаще всего в работах Мидзогути можно увидеть истории о тяжелой жизни женщин, на эту тему его подтолкнула судьба сестры, которой пришлось стать гейшей. В начале 1950х годов он перешел на жанр дзидайгэки, который является традиционным для японского кинематографа.

Самыми знаменитыми работами Мидзогути становятся «Жизнь Охару, куртизанки» (1952), «Сказки туманной луны после дождя» (1953) и «Управляющий Сансё» (1954). На родине режиссер не имел большой популярности, однако эти фильмы принесли ему мировое признание. Мидзогути умер от лейкемии в момент рассвета своей творческой деятельности. В 1975 году Канэто Синдо снял полнометражный документальный фильм «Кэндзи Мидзогути — жизнь кинорежиссёра».

Не смотря на такое разнообразие по-настоящему гениальных и известных японских кинорежиссёров, страна известна и своими режиссерами-мультипликаторами. В Японии зародился особый вид мультипликационного искусства — аниме, его отличает неповторимый стиль рисовки, который нельзя спутать с чем-либо другим, жанровое разнообразие и совершенно уникальный подход к философской интерпретации. Японские мультфильмы заключают в себе не просто интересный сюжет, который, между прочим, будет интересен и детям, и взрослым, а настоящую тайну, часто глубокий смысл и, также как и многие другие мультфильмы, учит чему-то новому, а чаще всего — крепкой дружбе. Нам бы хотелось выделить двух наиболее выдающихся мультипликаторов- Хаяо Миадзаки и Хосода Мамору.

Мамору Хосода (яп. 細田 守)

японские режиссеры

Выдающийся и один из наиболее известных режиссеров-мультипликаторов Японии — Хосода Мамору — начал свою работу еще со школьной скамьи. Его первая попытка нарисовать мультфильм состоялась в средней школе, и с тех пор он верен своему призванию.

Хосода учился в Колледже искусств города Канадзава, затем пытался попасть на курсы в знаменитую Студию Джибли, однако не прошел конкурс. Некоторое время работал в известных проектах Dragon Ball Z (1993), Slam Dunk (1994 и 1995 годы) и Sailor Moon (1996). А в апреле 2011 года основал вместе с Сайто Юитиро Студию Чизу. Известность ему принесла картина «Летние войны». Однако самой известной его работой считается мультфильм «Девочка покорившая время», снятая по книге Ясутаки Цуцуи. Еще одна его картина «Волчьи дети Амэ и Юки» также достойна внимания и мы советуем не упустить ее из виду. Во время съемок мультфильма «Ходячий Замок» от Студии Джибли Мамору был приглашен в качестве режиссера, однако вскоре покинул проект. Работы Хасоды будут интересны не только детям, но и взрослым. Незамысловатый на первый взгляд сюжет, на самом деле увлекает зрителя с первой же минуты просмотра.

Хаяо Миядзаки (宮崎 駿)

японские режиссеры

Самым знаменитым во всем мире японским режиссером-мультипликатором, несомненно, является Хаяо Миядзаки. Некоторые работы Миядзаки выпущены под именем Сабуро Акицу, а также под псевдонимом Тэрэкому. Впервые Миядзаки решил заняться мультипликацией еще в 1958 году, тогда он учился в последнем классе старшей школы. На его выбор повлиял мультфильм «Легенда о белой змее», который он увидел в кино.

В 1963 году Миядзаки окончил Университет Гакусюин, в этом же году стал работать в Toei Animation. Здесь он работал в нескольких проектах в качестве фазовщика. Режиссеру довольно часто приходилось менять места работы и перед тем, как заняться собственным проектом, он выпустил фильм Lupin III: The Castle of Cagliostro, который сегодня считается лучшим аниме в истории Японии.

В 1982 году Хаяо Миядзаки начал публиковать свою знаменитую мангу «Навсикая из долины ветров», которую позже экранизировал совместно с «Токума Сетэн». Выход в свет этой картины вдохновил режиссера на создание собственной анимационной студии, и в 1985 году была основана Студия Гибли, известная во всем мире такими картинами как «Небесный замок Лапута», «Мой сосед Тоторо», «Ходячий Замок» и многими другими, в их числе и мультфильм «Ветер крепчает», который произвел настоящий фурор в 2013 году. С выходом этой картины Хаяо Миядзаки заявил о завершении своей карьеры мультипликатора. Мультфильмы этого режиссера всегда захватывали интерес широкой публики, вдохновляли на работу других мультипликаторов и просто радовали глаз любителей анимации. Более того, в Японии даже есть целый музей, посвящённый работам Хаяо Миядзаки и анимационной Студии Гибли. Подробнее об этом музее вы можете почитать здесь. Советуем Вам ознакомится поближе с работами этого знаменитого японского режиссера.

В завершении хочется рассказать о поразительной уникальности японского кинематографа. Казалось бы, Япония- убежище древних традиций, колыбель самобытной культуры и просто загадочная восточная страна, что можно говорить о ее кинематографе?! Однако можно и очень много. Япония вобрала в себя это новое веяние запада в полной мере и развила свое понимание этого культурного явления. Все это благодаря выдающимся деятелям синематографа, знаменитейшим японским режиссерам, которые навсегда оставили след в мировом кино. Их фильмы и сегодня заставляют задуматься о вечных проблемах, найти в себе силы бороться с трудностями и просто учат чему-то новому.

Какие японские режиссеры вам знакомы? Есть ли у вас любимые японские фильмы? Поделитесь в комментариях. 

3 435 0
Вконтакте
Facebook
WordPress
На указанный адрес вы сможете получить ответы