Хочешь выучить японский язык или узнать больше о культуре и истории Японии?

Выбирай лекции и курсы от профессионалов

Участвовать в лекциях

Японская мода Средневековья

Хочешь узнать о 🇯🇵 Японии и японском больше? Кликай 👆
✈️ Подпишись на наш Telegram-канал

Средневековые модницы

Как гласит известная поговорка, «красота требует жертв». И так как понятия «красота» и «мода» присущи, в основном, женскому полу, то и речь пойдет о его представительницах.  Кому, как не японкам, знать о муках красоты. Разумеется, у различных народов и в различные эпохи понятие красоты кардинально отличалось, но на протяжении многовековой японской истории женщины творили, с точки зрения европейца, совершенно безумные вещи. А эпоха средневековья отличается своей изощренностью во всех вопросах красоты не только женской, но и мужской. В этой статье вы прочитаете о самых интересных и захватывающих косметических процедурах средневековой японки.

鉄漿 – охагуро – чернение зубов

Одной из достойных отдельного внимания процедур является 鉄漿 — охагуро (дословно «железный сок»), суть которой заключается в том, что женщина чернит себе зубы специальном красителем, состав которого может ужаснуть: уксусная кислота темно-коричневого цвета, раствор железа, чернильные орехи сумаха, иногда добавлялись чернила каракатиц. Как выглядел процесс изготовления этого удивительного раствора? Раскаливали ржавые железные стержни и помещали их в смесь сакэ и воды, где к ним примешивались дубильные вещества. После настаивания состава в течение недели получался черный раствор, не растворяемый в воде. В итоге получался своеобразный лак для зубов, который нужно было наносить ежедневно на эмаль зуба, для того что бы образовалась крепкая черная пленка. К сожалению, неизвестно, в каких веках берет начало эта традиция, но упоминания о ней были зафиксированы в повести «Гэндзи Моногатари», написанной в 1008 году, а еще раньше были найдены останки людей и погребальные фигурки из глины периода Кофун, датируемые 250-538 гг. нашей эры, у которых также были черные зубы. Можно сказать, что это самый ранний пример существования охагуро. Точно известно, что записанный рецепт охагуро был привезён монахом по имени Гандзин из Китая. Благодаря ему этот раствор получил широкое распространение по всей стране. Изначально чернили зубы только мертвецам, затем эта процедура вошла в обычай у монахов, через которых распространилась среди аристократов в период Хэйан (794-1185). В эту эпоху дети из дворянских родов во время церемония совершеннолетия начали чернить зубы. Далее, в период Муромати (1336-1392), охагуро было характерно для юных девушек, которых готовили к замужеству, и для военачальников, шедших на бой. В последнем случае охагуро выполнялось для того, чтобы другим не было видно предсмертных мук воинов. Только к периоду Эдо (1603-1868) охагуро стало исключительно женской процедурой, присущей для гейш и проституток в столице, а также повсеместно распространилось на праздниках, свадьбах, похоронах и подобных событиях.

Лак для волос           

                   

Во все времена девушек волновала их прическа. В Японии также по прическе можно было определить, сколько лет девушке, к какой касте она принадлежит и в каком статусе находится. Неизвестно, когда в Японии появились сложные прически в виде пучков и разнообразных высоких конструкций на голове, но еще с III века они имели огромную популярность, став повсеместными, притом что с VIII века под влиянием китайских традиций японки отращивали волосы до двух метров. И сразу появляется вопрос, а как прически не разваливались, имея такую высоту, вес и объем? С глубокой древности в Японии существовали мастера парикмахерского дела, и дабы их творения держались на голове клиентки дольше, в средневековье использовался пчелиный воск в качестве лака для волос. Процедура начиналась с мытья головы теплой водой, затем волосы расчесывали деревянным гребнем, а потом брался чан с горячим воском. Гребень окунали в горячий воск и прочесывали им волосы до тех пор, пока они не затвердевали. После шли в ход всевозможные подушечки и валики, которые подкладывали под волосы, чтобы создать форму и зрительно увеличить размеры, также прическа украшалась различными палочками и гребнями для волос, которые удерживали сооружённую красоту и, кроме того, носили декоративный характер. Но одной из наихудших мук являлся сон с такой прической. Ходить к мастеру каждый день не всякий мог себе позволить, а тем более ежедневно тратить по четыре часа на укладку. Поэтому девушки спали на деревянных подставках под шеей, чтобы не сломать прическу.

Лотосовые ножки

Бинтование ног берет свое начало в средневековом Китае, где оно практиковалось с начала X-го по XX век. В Японию же это явление  пришло в середине эпохи Муромати, хотя широкое распространение, как в Китае, оно не получило и надолго также не задержалось, но на протяжении века широко использовалось по все стране. Цель процедуры заключалась в том, чтобы уменьшить ногу в размерах, в переводе на современные меры длины, до семи сантиметров! Если процедура удавалась, то ножки носили гордое название «золотой лотос». Процедура представляла собой бинтование ноги в выгнутом положении. Представьте, что вы встали на цыпочки, и вашу пятку пытаются соединить с основанием пальцев, и в это же время пальцы выворачивают внутрь таким образом, что вы по ним ходите, и происходит это с вами в возрасте пяти лет. Из-за подобных манипуляций к девяти годам у девочек формировалась крохотная ступня длиной в 8-10 сантиметров. Затем её еще раз перетягивали, и к 13 годам девочка становилась невестой с миниатюрной ножкой. От размера ноги напрямую зависело будущее благосостояние девушки, так как средневековые мужчины сходили с ума по всему маленькому, и в том числе по ногам. По причине забинтованных ног женщина не могла самостоятельно передвигаться, значит, она круглосуточно находилась в доме, не принимая участия в политике и общественной жизни. Согласно конфуцианству, девушки воплощали слабость и нежность, и поэтому их ноги не должны были иметь опору и твердость, также в высоком обществе считалось, что дамам не следует ходить самостоятельно, – ходят только крестьянки, выполняющие черную работу.

Большим спросом обладали девушки с ногой в семь сантиметров, меньшим — в девять. Если же нога превышала десять сантиметров, то она считалась огромной и некрасивой, как ласта, а обладательница такой ноги могла прожить в одиночестве всю жизнь.

«Нюансы макияжа и маникюра».

Девушки красились всегда и в любой стране. В Японии с древности приветствовался неестественный макияж. Лицо выбеливали при помощи рисовой муки или свинцовых белил, так как смуглая кожа и загар, в принципе, являлись атрибутами крестьян, ведь они всегда работали под солнцем. И вплоть до XX века девушка часто болели, получая отравление из-за высокого содержания свинца в белилах.

Губы красили в алый цвет при помощи смеси из воска, оксида железа и киновари и этим же составом рисовали круги над глазами и иногда брови. Что касается естественных бровей, у японок их не было. Они сбривали их, а в позднее время выщипывали полностью и рисовали где-то на середине лба две толстые короткие линии.  В моде было также рисовать линию на месте роста волос, делая ее более резкой и точной, и, кстати, это было распространено не только у девушек. Мужчины абсолютно не стеснялись делать себе макияж, к примеру, готовясь к сражениям, чтобы выглядеть более грозно. Или перед приемом у императора подчеркивали свои достоинства.  А маникюр был не в чести, члены высшего общества отращивали ногти до 25 сантиметров, женщины на всех пальцах, а мужчины только на двух, опять-таки это было связано с подчеркиванием своего аристократического положения, ведь крестьянин не сможет работать с такими ногтями. А чтобы такое «богатство» не сломалось, его красили соком лакового дерева и помещали в специальные футляры.

Одежда и обувь.           

            

Всем известно,  что японские модницы с древности носили не что иное, как 着物 кимоно. Эта одежда появилась еще в V веке нашей эры, к периоду Хэйан (794-1192) кимоно стало очень стилизованным. Поверх начали носить шлейф «мо», а к эпохе Эдо (1603-1868) кимоно приобрело тот вид, который сохранился доныне. Если задуматься, сколько времени уходит на то, чтобы одеться в кимоно? Ведь сначала нужно надеть белый халатик, потом вокруг бедер обматывают слой ткани, который виден из-под самого кимоно, затем надевают верхнюю часть, которая фиксируется под грудью. Потом кладется лента на воротник, закрепляющаяся еще одной веревкой. Дальше надевают само кимоно, которое также фиксируется  двумя дополнительными веревками, под грудью и на бедрах. Затем наматывают пояс 帯 оби в два ряда, и кладется дополнительная накладка, на которую повязывают еще один слой ткани, а потом крепится подушечка за спиной, при помощи которой формируется бант. Это очень долгий процесс, и если не прибегать к чьей-либо помощи, можно заниматься облачением в кимоно порядка 1,5 часов. А обувь для традиционного костюма выглядит весьма специфически и называется 下駄 гета. Это нечто похожее на деревянные шлепки, только на высокой танкетке. И каким же мастерством надо было обладать, чтобы ходить по средневековому бездорожью в гета?

Надеемся, что подготовленная статься была познавательной и увлекательной, и если у вас остались какие-то вопросы, пожалуйста, пишите в комментариях, и мы с удовольствием на них ответим! Также предлагайте темы, которые вам интересны, и мы обязательно о них напишем!

9268 0
Дата: 31.03.2018 / Рубрика: Японская культура
Вконтакте
Facebook
WordPress
На указанный адрес вы сможете получить ответы