Давно мечтаете выучить японский язык?

Регистрируйтесь на главную программу онлайн-школы

«Японский язык за 3 шага»

Узнать подробности

Японский театр

Театр в Японии – это многовековой культурный исторический пласт, который включает разные по форме и содержанию жанры. Каждый из видов театрального искусства зародился в разной социальной среде и является показателем той прослойки населения, откуда он вышел.

Японский театр – классика от древности до наших дней

Японский театр

Один из классических театров Японии – кабуки. Это удивительно органичное сочетание драматургических, танцевальных и музыкальных действий. Уникальная комбинация формы, звука и цвета дает великолепные ассоциации происходящего на сцене с настоящей жизнью.

Свое начало этот японский театр ведет от создательницы Идзумо-но Окуни, которая являлась служительницей храма и первоначально выступала с женской труппой в пересохшем русле реки Камогава неподалеку от Киото. Название кабуки пришло впоследствии, а означало оно технику танцев и пения. Позднее, в 1629 году были запрещены онна кабуки (женская труппа), так как выступления представляли собой по большей части эротические сцены и танцы, что зачастую приводило к конфликтам между зрителями. К тому же очень часто артистки занимались проституцией, что вызывало недовольство сегуната.

Однако вакасю кабуки с участием юношей, которые также имели огромный успех, так как занимались практически таким же легкомысленным поведением, также привело к недовольству властей, и в 1652 году было введено запрещение до полной реформации. После этого все роли в театре стали исполнять взрослые мужчины, были убраны эротические сцены и введены фарсы кегэн из театра Ноо. Эти нововведения привели к тому, что вместо варьете кабуки стал драматическим театром. Через несколько десятилетий фарсы сменились достаточно серьезными пьесами, которые были написаны специально для этого вида театра.

театр кабуки

Изменилось и оформление залов для представления кабуки. Теперь со сцены в середину зрительного зала выходила специальная платформа, на которой могли появляться актеры. Также одним из нововведений стал занавес, позволяющий незаметно сменить декорации.

Основой всех пьес, которые ставились и играются до сих пор, является буддистское учение, в котором злодей обязательно должен быть повержен, долго страдавшая женщина вознаграждена счастьем, а могущественные военные лидеры или слишком высокомерные семьи обязательно низвергнуты. Достаточно много конфуцианских традиций, рассказывающих об обязанностях, долге, сыновней почтительности, которые приводят иногда к различным ситуациям, кончающимся драмой.

театр кабуки

Основными формами (ката), которые используются и отличают театр кабуки от других, являются стилизованные поединки – татэ, уходы со сцены с подчеркнутыми жестами – роппо, немые сцены – даммари, которые не могут быть изменены по прихоти актера. В основном это всегда касается пьес, в которых присутствует военное сословие, причем игра актеров зачастую выходит за рамки реалистичности.

Кроме этого, каждый жанр – это определенные костюмы, грим, парики, которые тщательнейшим образом подобраны по стилю, дизайну, элегантности. Если это самураи – аристократия, то у них особая стилизация, если это другой статус, то и грим, и костюмы, и стиль будут другими.

 Японский театр – куклы для взрослых

Другой наиболее известный японский театр – бунраку. Он представляет собой кукольное представление, с аккомпанементом сямисэна и песенным сказом. Одна из первых пьес «Самоубийство влюбленных на острове Небесных Сетей» была настолько реалистична, что после ее представления последовали по всей стране суициды, в связи с чем она была запрещена. Другая, не менее известная, «Сокровищница Самурайской Верности», легла в основу большого количества фильмов, снятых по ее сюжету.

японский театр кукол

Название этого театра было дано в честь его основателя Уэмура Бунракукэн. Осака стала обладателем самого крупного кукольного театра бунраку в 1872 году.

Куклы, которые участвуют в представлении, собираются на деревянной раме с большим количеством нитей, которыми они управляются. Высота каждой такой куклы около 150 сантиметров. Причем практически ни у одной из них нет ног. Только в редких случаях у кукол мужчин приделываются ноги. Управляется каждая кукла тремя актерами: омозукай – главный мастер кукловод, отвечающий за голову и правую руку, хидари-дзукай – за левую руку и аси-дзукай, работающий с ногами. Искусство управления такой куклой очень сложно, так как должно четко имитировать все движения реального человека.

бунраку

Самой трудной является совместная работа. Раньше процесс обучения мастером новичков занимал около 10 лет, сейчас кукловоды оканчивают 2-х годичные курсы, получают имя профессионального исполнителя и только после этого начинают работать с мастерами, проходят у них определенную школу.

Во время представления все кукловоды одеты в черную одежду с капюшоном, чтобы не мешать действию на сцене и только самые именитые мастера имеют право выходить на сцену в белой одежде. Представление начинается с повествования невидимого зрителям певца-сказителя гидаю и рокота барабанов в сопровождении сямисэнов.

Императорский японский театр

Самый строгий классический японский театр Ноо возник в 14 веке и представляет собой достаточно условную оперу с танцами. Причем все актеры, играющие на сцене, обязательно должны быть в масках. Все пьесы представляют собой средневековых самураев, их идеалы и военно-феодальные отношения.

Несмотря на то, что театр Ноо – это определенный жанр, доступный узкому кругу людей, в каждом театре существует своя школа, в которой труппа так же, как и в средневековье, достаточно замкнута и имеет свою особую структуру. Причем ни один актер не имеет права покидать труппу и переходить в другой театр и школу. Это также относится и к музыкантам.

театр но театр_6

Существует официальное количество пьес, которые разрешено играть в таком театре. Их всего 258 и созданы они в 14-16 веках. Лишь изредка, если намечаются особенно важные государственные торжества или дается заказ от религиозных организаций, разрешается постановка новых сцен – синсакуноо. Все пьесы в театрах ноо идут подряд круглосуточно, причем в перерывах между ними обязательно исполняются простонародные фарсы – кегэе.

 Японский театр – современность и экзотика

Отдельно от всех стоит самый ранний и наиболее экзотичный японский театр бугаку. Он представляет собой смесь индийских, китайских, корейских, маньчжурских и других юго-азиатских танцевальных традиций и музыки, которые переделывались под вкусы японских самураев феодалов.

бугаку

Музыка, сопровождающая эти представления, называется гагаку, она очень сложна, достаточно своеобразна и стала основой музыки, которую традиционно исполняют в Японии. С самой древности при проведении ритуалов и обрядов использовались музыка и танцы, причем в бугаку они слились практически в единое целое. Исполнялись такие представления в основном во дворцах придворных и духовенства. Такое слияние весьма приветствовалось буддизмом, и все больше поступало книг по гагаку и бугаку, что способствовало быстрому расцвету этого вида театра.

С течением времени власть в стране все более захватывали воинствующие феодалы, и постепенно это искусство стало отходить на задний план. Расцвет этого театра второй раз начался с революции Мэйдзи, которая реставрировала власть императора, тогда же вместе со всеми придворными традициями был возвращен и бугаку.

бугаку

Сцена находится на открытом воздухе, а сооруженный помост имеет невысокий барьер из дерева, окрашенный ярким красным лаком и позолотой, нижняя часть которого задрапирована голубым материалом. Такое же оформление имеют и две боковые лестницы, по которым поднимаются и уходят актеры. При этом определенных мест для зрителей никогда не бывает. Можно подойти посмотреть или уйти. Часто при храмовых праздниках актеры выступают при свете костров, при этом фантасмагорические маски и костюмы выглядят поистине феерично.

Кроме этих основных японских театров, существует большое количество других направлений – театр теней, дэнгаку, ёсэ, сюген-но. Некоторые из них пришли к нам из средневековья, другие из еще более древнего времени, а некоторые создаются сейчас. Но японский театр – это своеобразное искусство, не подвластное времени и остающееся таким же загадочным, как и вся страна.

6 074 1
Дата: 11.02.2015 / Рубрика: Японская культура
Вконтакте
Facebook
WordPress
1 комментарий
  • Дарья Мойнич

    А как вы относитесь к японскому театру?

    30.01.2016 03:01
На указанный адрес вы сможете получить ответы