Давно мечтаете выучить японский язык?

Регистрируйтесь на главную программу онлайн-школы

«Японский язык за 3 шага»

Узнать подробности

Японское кино на страницах истории

Зарождение японского кино

Японское кино родилось в XIX веке. Через год после того, как братья Люмьер сняли первый фильм в 1985 году, в Японию был завезен кинескоп, а потом произошел первый показ фильма.

А в 1899 году были сняты на пленку спектакли театра кабуки. Первый стационарный кинотеатр построили в Токио в 1903 году, а в 1908 появилась первая киностудия.

Игровое японское кино разделилось на две ветви. Первая, «гэндайгэки», рассказывала о современных событиях и снималась в основном в Токио, а вторая, «дзидайгэки», основывалась на исторических событиях и фольклорных сказках.

японское кино

Большое влияние на японское кино оказал театр, хорошо развитый на тот момент в Японии. Традиционно все роли играли мужчины, фильмы снимались с одной точки, а игра актеров носила очень театрализованный характер.

Через год после открытия первой киностудии, в 1909 году, начал выходить и первый журнал о кино — «Кацудосясинкай». Ближайшие годы выявили первых японских «селебрити» кинематографа, среди которых самая известная звезда Мацуиоскэ Оноэ. В это же время мелкие компании, начавшие создавать фильмы, объединились в «Нихон кацу-досясип кабусики кайся» или «Никкацу».

Ближе к 1920 годам в японское кино появилась необходимость к изменениям, уходу от театра. Именно тогда появились такие важные для японского киноискусства имена: Норимаса Каэрияма и Эйдзо Танака. Теоретик Каэрияма стал основателем национальной Ассоциации киноискусства, проповедуя новый путь «чистой кинодрамы», где, помимо мужчин, активно привлекались женщины, а манера повествования была максимально реалистичной.

Танака же стал непосредственным «реализатором» этих идей. В своих фильмах «Живой труп» (1918) и «Галантерейная лавка Кёя» (1922) он старался отразить жизнь такой, какой она была. А его «Танец смерти» стал первооткрывателем актрис в японском кино.

японское кино

В 1921 году был создан Исследовательский киноинститут. Именно там получили развитие такие таланты японского кинематографа, как Кёхико Усихара, Ясудзиро Симадзу, Генри Котани и Дайскэ Ито. В этом же году в фильме «Призраки на дороге» Минору Мурата применил новую технику монтажа.

В 1923 японский центр кинематографии переехал в Киото, где активно стали сниматься динамичные жанры «дзидайгэки» и «кэнгэки», напоминающие особо популярный в то время американский вестерн. Японское кино активно развивалось, при этом в нем присутствовали реалистичность и внимание к жизни средних слоев общества. Новые приемы монтажа позволяли раскрывать внутренний мир героев.

В конце 20-х годов на японское кино повлиял советский кинематограф, образовался даже союз японского киноискусства пролетариата «Прокино». Выдающимися его членами были Гэндзю Саса и Акира Ивасаки. Заслугами «Прокино» можно назвать хроникальные и рисованные фильмы. Тогда же было основано направление «кэйко эйга», тенденциозных фильмов. Соответственно социалистическому настрою, эти фильмы обличали капитализм, правящий в стране. Однако приход Японии к фашизму ознаменовал конец как «Прокино», так и «кэйко эйга».

японское кино

Японское кино и милитаристский режим

На старте 1930-х годов японское кино обзавелось звуком, впервые появившимся в фильме «Родина» Мидзогути, и утвердившимся в «Соседке и жене» Госё. Именно звук способствовал созданию компании «Тохо» в 1937 году и переходу к системе продюсеров.

Вместе с развитием милитаристских настроений в кинопроизводстве Японии в стране родился и жанр «сёмингэки». Он рассказывал о простом народе со свойственной японскому духу сентиментальностью. Режиссеры Одзу, Госё и Симадзу говорили об отношениях родителей и детей, о проблемах семьи. Вероятно, обращение к фашизму сказалось на этом желании показать, как важно взаимопонимание, как ценны простые человеческие отношения.

«Дзидайгэки» тоже претерпел изменения. История избавилась от излишнего пафоса, жизнь людей стала больше походить на реальность. Героем стал человек с заурядными способностями, но сильный духом.
Из-за прихода к власти милитаристов японское кино подверглось большой цензуре. Политическая пропаганда была закреплена в законе о кино от 1939 года. Режиссеры, пытаясь бежать от пропаганды, уходили в исторические фильмы. Однако военное положение вскоре дало развитие документалистике. По окончанию войны важно было рассказать о том, что это такое, война, и как Япония была втянута в эту ужасную трагедию – японское кино на вызов отвечало.

японское кино

В середине XX века зародилось так называемое «независимое» кино. Оно было полно духом реализма, натурализма и революции. Главным произведением этой ветви кино является «Голый остров» Синдо.

Именно в это время японское кино вышло на первое место в мире по выпуску фильмов. Развивались «сёмингэки», а также вернулись на экраны «дзидайгэки», развенчав идеологию самураев.

Японское кино против телевидения

В 1953 году появилось телевидение, обрушившее японский кинематограф. Кинотеатры и кинокомпании закрывались, уступая ТВ по всем фронтам, на японский рынок массово вышло зарубежное кино.
Все это вызвало падение качества национального кинематографа. Популярность приобрели фильмы «якудза эйга» об организованной преступности, а также дешевые подделки и эротика.

В 50-60-х годах получили развитие фильмы о монстрах, которые вскоре сменили фильмы-катастрофы.
Жанр мультипликации, появившийся еще в 20-х годах, активно начал свой виток с 1958 года благодаря компании «Тоэй», выпускающей фильмы в стилистике Дисней.

В 70-е годы японское кино постарались вывести на более качественный уровень, снимая ремейки удачных кинокартин. Признание зрителей снова получает документальное кино, а также научное кино. Важным становится сотрудничество с зарубежными режиссерами.

В дальнейшем активно развиваться продолжат именно эти направления: документалистика, научно-популярные жанры, а также мультипликация. Большой толчок анимационным картинам дал Хаяо Миядзаки.

японское кино

Серьезное количество японских фильмов до сих пор выпускается именно для ТВ. Однако аутентичность, тонкое восприятие природы, человека в ней и мира в человеке делают японское кино важной составляющей мирового кинематографа. Одними из лучших мировых картин считаются ленты Акиры Куросавы и Такеши Китано. Японские режиссеры продолжают появляться на международных фестивалях, ломая привычные для запада механизмы киноповествования. Сложно, например, назвать фильмы Куросавы и Китано просто фильмами, скорее, именно произведениями искусства.

При этом интересная японская история, рассказы о самураях и гейшах, а также японский фольклор продолжают побуждать и западных режиссеров снимать «японское кино». Из недавних лент широкую известность получил фильм «47 ронинов», базирующийся на древней японской легенде о самураях. До этого прогремели на весь мир «Дневники гейши». Стоит ли говорить о том, что особо популярные фильмы о Годзилле и триллер «Звонок» тоже имеют японские корни.

Недели настоящего японского кино можно посмотреть и в России, они регулярно проводятся в разных городах страны. Им свойственно современное японское самосознание, тонкие душевные мотивы и некоторая загадочность.

Однозначно можно сказать, что японское кино – это культурное достояние страны, которое может помочь каждому понять, что пережила страна, какие ценности были свойственны японскому народу раньше, и что для него важно сейчас, какие проблемы и радости наполняют жизнь японцев. Какой мир их окружает.

Расскажите о своих впечатлениях от японского кино. Какие японские фильмы запали вам в душу?

1 881 0
Вконтакте
Facebook
WordPress
На указанный адрес вы сможете получить ответы