Хочешь выучить японский язык или узнать больше о культуре и истории Японии?

Выбирай лекции и курсы от профессионалов

Участвовать в лекциях

Женщины-самураи: равная тысяче воинов

Хочешь узнать о 🇯🇵 Японии и японском больше? Кликай 👆
✈️ Подпишись на наш Telegram-канал

Женщина самурай

Результаты исследований, которые проводились в местах сражений в Японии, показывают, что 30 % найденных останков воинов принадлежат женщинам. Кто же они, эти женщины, воевавшие бок о бок с мужчинами и погибавшие как истинные воины?

Онна-бугэйся (термин состоит из слов: онна (女) — «женщина» и бугэйся (武芸者) — «человек боевых искусств»). Иногда не очень сведущие люди называют их – «женщины-самураи», но говорить так не совсем корректно, поскольку слово «самурай» используется только по отношению к мужчинам. Онна-бугэйся, как и самураи, превыше всего ставили кодекс бусидо, интересы других выше собственных, понятие чести было для них на первом месте и в случае необходимости они без тени сомнения расставались с жизнью, совершая ритуал дзигай.

К женщинам из сословия самураев также может применяться термин букэ-но-онна (武家の女), означающий «женщина из класса букэ (буси)», но в отличие от «онна-бугэйся», он не означает, что женщина реально участвовала в битвах наравне с мужчинами, а лишь говорит о её происхождении и, возможно, о том, что она получила традиционный для женщины самурайского класса минимум знаний в рукопашной борьбе и фехтовании.

Оружие женщины-самурая: «куколки» с нагината

Женщина самурай

От обычных представительниц сословия самураев не ожидали участия в сражениях, но, тем не менее, от женщин требовалось, чтобы они могли защитить себя и дом и обучить детей. По бусидо, первым долгом женщины-самурая считалось служение своему супругу. Кодекс бусидо восхвалял также женщин, «которые были способны подняться выше несовершенства и недостатков, свойственных их полу, и проявить героическую силу духа, которая могла бы быть достойной самых храбрых и благородных мужчин».

Из оружия женщин учили пользоваться главным образом нагинатой (искусство нагинатадзюцу). Это оружие – изогнутый клинок с длинной рукоятью – обычно хранилось при входе в дом. Длина рукояти нагината составляла от 1,2 до 2 метров; клинка — около 30 сантиметров. Со временем большую популярность приобрел облегченный вариант этого оружия. Нагината была особенно эффективной в сражении с конницей, она давала преимущество в дистанции. Умели женщины обращаться с копьём яри (длиной от 2 до 4 метров), цепями и верёвками. Вместо катаны они имели танто. Обычным для копья местом хранения было место над дверью в жилище, так как таким образом женщина получала возможность использовать его против атакующих врагов или любого незваного гостя, проникшего в дом. Также женщины с не меньшим мастерством умели обращаться с коротким кинжалом (кайкэн), который, подобно вакидзаси воинов-мужчин, всегда находился при ней — в рукаве или за поясом. Кайкэном можно наносить как молниеносные удары в ближнем бою, так и метать его со смертоносной скоростью. Длина лезвия составляла около 6 сантиметров. Нож вручался в день достижения девушкой совершеннолетия (в 12 лет) согласно ритуалу.

Также кайкэн был необходим в совершении ритуального самоубийства (женский вариант этого действа носит название дзигай и был распространён так же широко, как и сэппуку у мужчин). Причём, женщины не вспарывали свой живот подобно мужчинам, а перерезали себе горло. Ещё одним строгим правилом ритуала было обязательное связывание собственных лодыжек, дабы и после смерти выглядеть пристойно. Когда возникала реальная угроза попасть в плен к врагу, они не только решительно принимали смерть от рук родственников мужского пола или их командиров, но и сами убивали мужчин, если по какой-то причине они не могли или не желали совершить ритуальный акт и не щадили в такой ситуации ни себя, ни своих детей.

При необходимости самурайские женщины брали на себя обязанности по осуществлению мести, которая считалась единственно возможной реакцией (согласно японскому толкованию конфуцианства) на оскорбление или убийство господина. Даже в течение застойного периода сёгуната Токугава женщины строго соблюдали принцип безусловной преданности своему клану — порой даже строже, чем мужчины.

Итак, многие девочки из сословия самураев с детства владели серьезными боевыми искусствами: владению алебардой нагината, метанию ножей и дротиков, стрельбе из лука, приемам дзю-дзюцу. Так что самурайские женщины, внешне кажущиеся безобидными существами, при необходимости могли дать отпор насильнику или напавшему на ее дом врагу. «Неожиданно для напавшего упакованная в кимоно «куколка» вдруг принимала боевую стойку, изящные шпильки из ее прически превращались в метательные ножи, веер ощетинивался стальными иглами. а в маленькой изящной ручке невесть откуда появлялся сверкающий кинжал. Ну а уж если она успевала вооружиться нагината, то иметь с ней дело было опаснее, чем с разъяренной тигрицей».

Женщины-самураи в истории: неистовая Тамоэ и сёгун-монахиня

Если в самурайской семье все же решались воспитать девушку-воина, то делали это без поправок на слабый пол. Ее держали в строгости, как и братьев. Чтобы воспитать бесстрашие, ночью девочку могли отправить в лес или на кладбище. Чтобы воспитать в девушках выносливость, их заставляли выполнять тяжелую физическую работу с раннего утра до позднего вечера, держали на диете. Считалось, что самурай должен довольствоваться малым количеством пищи.

Юных воинов готовили не только физически, но и духовно, потому что главная сила самурая – сила духа. Воинов готовили к смерти. «Не добиться своей цели и продолжать жить — это трусость», — говорили им.  Но воин должен быть не только сильным и смелым, но и умным. Поэтому обязательным было знакомство с поэзией, обучение рисованию, игре на музыкальных инструментах и искусству каллиграфии. Особое место отводилось фольклору, который изобиловал историями об удивительных подвигах самураев. «Онна-бугэйся» изучали кодекс чести самурая — «Путь лука и скакуна» (позже Бусидо).

Известно немало эпизодов, когда женщины из самурайских семей нередко проявляли такой боевой дух и рыцарское великодушие, которому могли позавидовать и мужчины.

Первой онна-бугэйся, о которой дошли сведения, наверно, можно считать Хангаку Годзэн, жившую в конце эпохи Хэйан. История ее вполне романтична. Эта бесстрашная женщина участвовала в сражении с 10-тысячной армией клана Ходзе, воевавшей на стороне сегуна Минамото. Под ее началом было 3 тысячи солдат. Битва была проиграна, однако Хангаку, получившая ранение, сумела выжить. Её отвезли в Камакуру, где она была представлена сёгуну Минамото и встретилась с Асари Ёсито, который влюбился в Хангаку и добился разрешения сёгуна жениться на ней. Хангаку вышла замуж за Ёсито и родила ребенка.

Эпос «Хэйкэ Моноготари» изобилует рассказами о мужестве и бесстрашии онна-бугэйся. Наиболее ярким образом женщины-воина стала неистовая Томоэ Годзэн (она родилась в 1157 году, а в 1180-м в стране началась гражданская война), которая считалась одним из лучших полевых командиров в войске Минамото Кисо Ёсинака и к тому же была в числе его возлюбленных дам.

Женщина самурай

Томоэ Годзэн была несравненной воительнице, она прославилась своим умением укрощать диких, необъезженных коней и без промаха стрелять из лука на полном скаку. Она также блестяще владела мечом и алебардой и была одним из самых опасных воинов своей эпохи. Ей был дарован почетный титул «равной тысяче воинов».

В последний для Кисо Ёсинака битве на реке Удзикава близ Киото она сражалась рядом с ним до самого конца и повергла многих прославленных «восточных» самураев. Когда же все войско было перебито, а битва – безнадежно проиграна, она хотела совершить харакири вместе со своим возлюбленным-полководцем. Но Ёсинака не позволил ей этого, застыдившись, что в последние минуты жизни самурая защищает женщина и враги его засмеют. Поэтому он приказал Томоэ покинуть поле битвы и оставить его одного.

Она не посмела ослушаться его приказа, но решила напоследок показать, на что способна. «Пусть моя последняя славная битва будет перед твоими глазами», — заявила она. Когда на Ёсинака набросился могучий самурай по имени Онда Моросигэ, прославившийся своей удалью и силой, она вызвала его на поединок, ухватила за пластины шлема, притянула его голову к своему седлу и тут же отсекла. После этого она сбросила доспехи и ускакала на восток, в Канто, чтобы поведать миру о последней битве Кисо Ёсинака. Вскоре она стала монашенкой и всю жизнь молилась о спасении души своего возлюбленного (вернее, о его перерождении в «Чистой Земле» будды Амиды).

Этот сюжет стал основой для одной из пьес классического японского театра Но.

Большим уважением за свое мужество пользовалась и супруга Минамото Ёритомо, госпожа Ходзё Масако, прозванная сёгуном-монахиней. Она родилась в семье крупного феодала в 1156 году. Отец воспитал Масако как самурая. Девушка выезжала на охоту с мужчинами и каждый день совершенствовала свои боевые навыки. В сохранившихся источниках Ходзё описывается как воин исключительной храбрости. Ее женихом стал основатель сёгуната Камакура. Правитель вел беспрерывные войны, и после смерти супруга Ходзё взяла на себя управление его землями. Она стала буддийской монашкой, разделив участь всех самурайских вдов, однако монашеский сан не мешал ей приструнивать своевольных самурайских вождей и держать их «на коротком поводке». Кроме того, она добилась передачи титула сиккэна (регента) своему племяннику.

Неугасающий воинский дух  женщин-самураев     

Женщина самурай             

Подобное положение сохранялось с XI по XVII век.

Если вы прониклись боевым духом и у вас появилось твердое желание выучить японский язык, записывайтесь на курс для начинающих по ссылке.

В начале XIII века были приняты законы, которые дали женщинам равные права наследования с братьями и право завещать имущество. Однако к XVII веку уважение к женщинам в самурайских родах заметно уменьшилось. Их положение ухудшилось, из-за чего они превратились в  пешек на матримониальном рынке. Тем не менее, стойкость духа и привычки к обучению в самурайских семьях сохранялись, о чём свидетельствуют записи о гражданской войне Босин, когда во время обороны клана Айдзу некоторые женщины потрясли соотечественников своими подвигами.

Последней в ряду известных воительниц стала Накано Такэко. Она родилась около 1847 года в семье влиятельного чиновника. Известно, что Накано получила хорошее образование. Способная девушка стала инструктором боевых искусств. В 1868 году, в период реставрации Мэйдзи, поддержавшие сёгуна 3 тысячи самураев клана Айдзу обороняли свой замок Вакамацу без всякой надежды на какую-либо помощь против 20-тысячной имперской армии. Среди защитников замка было 20 женщин, в их числе была и Накано, которая предложила самураям свои услуги.  Женскому отряду запретили воевать в качестве официального армейского подразделения, но, несмотря на запрет, девушки участвовали в боевых действиях. Во время рукопашного боя Накано Такэко бросилась на врагов и уложила на месте многих воинов, однако сама получила ранение в грудь. Чтобы избежать позора пленения, она попросила свою сестру Юко отрубить ей голову и затем захоронить, как подобает воину.

Женщина самурай

В более поздние времена, когда боевой дух сословия буси стал уже не тот, что раньше, самурайские женщины время от времени показывали, что их пороховницы еще полны пороха. Их воинская доблесть была продемонстрирована во время восстания в провинции Сауцума  в 1877 году, когда женщины города Кагосима выступили против императорской армии.

С уходом с исторической сцены воинов-самураев ушли и онна-бугэйся, но в памяти японцев остались краткие рассказы об их подвигах и имена наиболее выдающихся воительниц.

О том, что среди самураев были равные им по силе духа и выучке женщины знают немногие. Знали ли об этом вы? Напишите в комментариях! 

Также вы можете прямо сейчас получить бесплатный мини-курс по катакане. Для этого надо заполнить форму ниже ↓

 

11929 0
Дата: 29.11.2018 / Рубрика: Японская культура
Вконтакте
Facebook
WordPress
На указанный адрес вы сможете получить ответы