СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка 3
2. Учебный план. Содержание программы 4
3. Календарный учебный график 7
4. Рабочая программа по дисциплине “Модуль 1. Многоликий синтоизм:
история и мифология” 8
5. Рабочая программа по дисциплине “Модуль 2. Основные буддийские школы
Японии и их основатели” 15
6. Рабочая программа по дисциплине “Модуль 3. «Новые» и «новейшие»
религии в Японии: основные особенности и доктрины” 22
7. Организационно-педагогические условия реализации образовательной
программы 29
8. Система оценки результатов освоения образовательной программы 30
9. Список литературы, используемой при написании Программы 31
2
1. Пояснительная записка
1.1. Нормативные правовые основания разработки программы.
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная
общеразвивающая программа “РЕЛИГИИ ЯПОНИИ” (далее - образовательная
программа; программа) разработана на основе:
1) Федеральный закон от 29.12.2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2) Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
3) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18
ноября 2015 года 09-3242 «Методические рекомендации по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
1.2. Содержание программы.
Содержание программы представлено в пояснительной записке, планируемых
результатах освоения программы, учебном плане, календарном учебном графике,
рабочих программ обучающих модулей, организационно-педагогических и
материально-технических условиях реализации программы, учебно-методических
материалах, обеспечивающих реализацию программы.
1.3. Направленность.
Гуманитарная. Образовательная программа направлена на получение и/или
повышение теоретических знаний в сфере японских религий и практических навыков в
области межкультурного общения.
1.4. Актуальность и новизна образовательной программы.
Актуальность данной образовательной программы характеризуется тем, что
позволяет освоить с помощью дистанционных технологий авторскую методику
преподавания знаний, касающихся японских систем религиозной мысли.
Новизна данной программы состоит в нетипичном, нетрадиционном подходе к
обучению, который несет в себе прежде всего познавательный и творческий характер
проведения занятий с использованием электронных ресурсов. Обучающиеся
знакомятся с особенностями японских религий как через лекции, так и через
презентации и визуальные материалы.
1.5. Цели образовательной программы.
Программа “РЕЛИГИИ ЯПОНИИ” является дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программой, реализуемой с целью более
всеобъемлющего ознакомления обучающихся с религиозной культурой Японии и
этнокультурными особенностями стран Дальневосточного региона.
3
1.6. Задачи образовательной программы.
- рассмотреть особенности синтоизма и проследить основные вехи его развития;
- охарактеризовать специфику возникновения и распространения в Японии
основных буддийских школ, а также личности их основателей;
- проследить условия формирования и особенности японских «новых» и
«новейших» религий, выявить их место в религиозной жизни Японии;
- создать у обучающихся комплексное представление о религиозной жизни
Японии с древнейших времен до современности.
1.7. Образовательная программа осуществляется с применением исключительно
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий,
обеспечивающих условия для функционирования электронной
информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные
образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий,
телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и
обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме
независимо от места нахождения обучающихся.
Обучающимся предоставляется возможность выполнения и получения
проверенных домашних работ через Интернет для осуществления текущего контроля
знаний и контактов с преподавателем, а также возможность доступа к дополнительным
образовательным услугам и ресурсам в электронной среде.
1.8. Дистанционные образовательные технологии, используемые для
организации учебного процесса:
- интернет-технологии (обучающимся предоставляется возможность
выполнения и получения проверенных домашних работ через Интернет для
осуществления текущего контроля знаний и контактов с преподавателем, а также
возможность доступа к дополнительным образовательным услугам и ресурсам в
электронной среде);
- электронное обучение с учётом требований Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ, утвержденного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. 816 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации от 18 сентября 2017 г.,
регистрационный 48226).
1.9. Трудоёмкость обучения
Нормативная трудоёмкость обучения по данной программе 12 теоретических
занятий, 3 проверочных работы в виде тестов, 1 итоговое задание в виде теста, что
соответствует 38 академическим часам.
2. Учебный план. Содержание программы
2.1. Учебный план
4
Наименован
ие блока
(раздела
программы)
Кол
ичес
тво
урок
ов
Объем
уроков в
академиче
ских часах
Формы
промежуто
чной
аттестации
Объем
работы по
теоретичес
ким
занятиям в
академичес
ких часах
Объем
работы
по
практиче
ским
занятиям
в
академич
еских
часах
1
Многоликий
синтоизм:
история и
мифология
4
11,9
зачет
9,7
1
2
Основные
буддийские
школы
Японии и их
основатели
4
11,6
зачет
9,1
1,5
3
«Новые» и
«новейшие»
религии в
Японии:
основные
особенности
и доктрины
4
12,2
зачет
9,2
2
Итоговая работа
1
2
зачет
ИТОГО:
13
37,7
28
2,5
5
2.2. Содержание
Наименование блока
Содержание
1
Модуль 1. Многоликий
синтоизм: история и
мифология
В данном разделе обучающийся знакомится с
исконными верованиями японцев, получает знания об
истории становления и развития синтоизма через его
контакт с другими религиями и системами мысли в
Японии.
2
Модуль 2. Основные
буддийские школы
Японии и их
основатели
В данном разделе обучающийся знакомится с
обстоятельствами появления и распространения в
Японии буддизма, а также с доктринами основных
японских буддийских школ и личностями их
основателями.
3
Модуль 3. «Новые» и
«новейшие» религии в
Японии: основные
особенности и
доктрины
В данном разделе обучающийся знакомится с
особенностями т. н. «новых» и «новейших» религий в
Японии, их доктринами, историческими
обстоятельствами появления и основными этапами
развития.
9.
Модуль 4. Финальное
тестирование
В данном разделе обучающийся проходит финальное
тестирование по пройденной программе обучения.
Календарный учебный график
п/
п
Наименование
дисциплин
(модулей)
Виды учебной
нагрузки
1 неделя
(1-7
день)
2 неделя
(8-14
день)
3 неделя
(15-21
день)
4 неделя
(22-28
день)
Всего
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Модуль 1.
Многоликий
синтоизм:
история и
мифология
теория
9,7
практические
задания
1
сам. работа
1,2
2
Модуль 2.
Основные
буддийские
теория
9,1
практические
1,5
6
школы Японии и
их основатели
задания
сам. работа
1
3
Модуль 3.
«Новые» и
«новейшие»
религии в
Японии:
основные
особенности и
доктрины
теория
9,2
практические
задания
2
сам. работа
1
10
Итоговая работа
2
Всего часов в неделю
11,9
11,6
12,2
2
-
7
1. Цель и задачи дисциплины в дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе “РЕЛИГИИ ЯПОНИИ”.
Целью изучения дисциплины «Модуль 1. Многоликий синтоизм: история и
мифология» является формирование у обучающихся знаний по теме японской
традиционной религии синтоизма, его формированию, развитию и разновидностям.
Задачами изучения дисциплины «Модуль 1. Многоликий синтоизм: история и
мифология» являются:
- ознакомление обучающегося с основными особенностями синтоизма и
ключевыми вехами его развития на японской почве;
- ознакомление со спецификой влияния синтоизма на историю, культуру страны, а
также на японский менталитет в целом.
2. Планируемые результаты освоения образовательной программы
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен:
Знать:
- историю развития синтоизма в Японии, его характерные черты и типы;
- основные тексты, считающиеся базовыми для понимания сущности синтоизма.
Уметь:
- применять полученные знания при анализе различных текстов, посвященных
темам, так или иначе связанным с синтоизмом;
- анализировать современную культурную ситуацию в Японии с использованием
полученных знаний;
- использовать знания об основных принципах синтоизма при межкультурном
взаимодействии.
3. Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся.
В данном разделе обучающийся знакомится с синтоистским учением через лекции,
презентации и самостоятельное изучение рекомендованной литературы.
Самостоятельная работа обучающегося включает:
- Изучение под руководством преподавателя электронных информационных
- ресурсов, представленных на платформе дистанционного обучения “Getcourse”.
- Самостоятельное освоение рекомендованной преподавателем литературы;
- Выполнение тестовых заданий.
Общая трудоемкость дисциплины 11,9 академических часов.
п/п
Название
дисциплин
(модулей, уроков)
Всего
часов
В том числе
Теорети
ческие
занятия
Практиче
ские
занятия
Самостоят
ельные
работы
Форма
контроля
1
2
3
4
5
6
7
1.
Модуль 1.
Многоликий
синтоизм: история
и мифология
11,9
9,7
1
1,2
Зачет
1.1
Основы синтоизма:
теория и мифология
3
2,4
0
0,5
-
9
1.2
Самоопределение
через контакт с
буддизмом:
зарождение
синто-буддийского
синкретизма
2,9
2,4
0
0,2
-
1.3
Синтоизм в средние
века и в ранее новое
время: как боги ками
опередили будд
2,7
2,3
0
0,2
-
1.4
Развитие синтоизма
с середины XIX века
по настоящее время:
«американские
горки»
государственного
синто.
3,3
2,6
1
0,3
-
Пример тестового задания:
1. К какому типу религий можно отнести синтоизм?
А. Авраамические
Б. Индивидуалистические
В. Общинные
Г. Монотеистические
2. Что является одной из ключевых составляющих синтоизма?
А. Вера в Равнину Высокого Неба
Б. Культ предков
В. Представление о множественности миров
Г. Вера в карму
3. Какой существует тип синтоизма?
А. Домашний
Б. Божественный
В. Монархический
Г. Групповой
4. Назовите, кто из синтоистских богов не относится к небесным богам.
А. Цукиёми
Б. Аматэрасу
В. Оокунинуси
Г. Куни-но токотати
10
5. Что за священный предмет достал Сусаноо из хвоста побежденного им змея
Ямата-но Ороти?
А. Яшмовые подвески
Б. Зеркало
В. Меч
Г. Священную веревку симэнава
6. Кто является главным героем мифологического эпоса племени Идзумо?
А. Сусаноо
Б. Оокунинуси
В. Аматэрасу
Г. Амэ-но минакануси
7. Какой письменный памятник имеет особое значение для синтоизма?
А. Кудзики
Б. Нихон рёики
В. Кодзики
Г. Исэ-моногатари
8. Какой буддийский монах одним из первых, кто связал буддизм и синтоизм в
неразрывное целое, а не стал воспринимать их как совершенно разные религии?
А. Кукай
Б. Гандзин
В. Догэн
Г. Хакуин
9. Воплощением какого буддийского божества в периоды Нара и Хэйан стала
восприниматься богиня Аматэрасу?
А. Авалокитешвара
Б. Махавайрочана
В. Манджушри
Г. Кшитигарбха
10. Какая принципиальная разница между мифологическими сводами «Кодзики» и
«Нихон сёки»?
А. Они были написаны в разное время и отражают идеи, свойственные разным
историческим периодам
Б. Они начинают своё повествование с разных моментов
В. Они написаны на разных языках
Г. Они написаны в разных странах
11. Хроника «Кодзики» считается написанной для:
А. Китая, как демонстрация перехода Японией на новый культурный уровень
Б. Обычных японцев, чтобы рассказать им основные мифы страны
В. Императорского двора и узкого круга аристократии, как доказательство
превосходства над другими племенами
Г. Для самураев, чтобы показать военную историю на Небе и на земле
11
12. В каком памятнике можно более подробно ознакомиться с историей божества
Оокунинуси и его подвигами?
А. Кудзики
Б. Кодзики
В. Нихон сёки
Г. Фудоки
13. Зачем изначально на территории синтоистский святилищ начали строиться
буддийские храмы?
А. Для того, чтобы синтоистские божества могли обрести буддийское спасение
Б. Для проведения ритуалов, связанных со смертью
В. Для сбора дополнительных средств с паломников
Г. Для тренировки синтоистских жрецов в буддизме
14. Какой персонаж древней японской истории удостоился обожествления за то, что
спас императорскую династию?
А. Фудзивара-но Накамаро
Б. Вакэ-но Киёмаро
В. Киби-но Макиби
Г. Сугавара-но Митидзанэ
15. Вокруг какого святилища сформировалось Ватараи-синто?
А. Кумано
Б. Исэ
В. Идзумо
Г. Гион
16. В рамках какого учения стало утверждаться, что божества ками возникли раньше
будд?
А. Рёбу-синто
Б. Ёсида-синто
В. Ватараи-синто
Г. Санно итидзицу синто
17. С каким божеством была отождествлена богиня Тоёукэ в учении Ватараи-синто?
А. С Аматэрасу
Б. С Цукиёми
В. С Сусаноо
Г. С Оокунинуси
18. Из скольких основных частей состоит святилище Исэ?
А. Это единый комплекс
Б. Из двух комплексов
В. Из трёх частей
Г. Из множества комплексов
19. Какой известный японский исторический деятель был захоронен по обрядам
Ёсида-синто?
А. Ода Нобунага
Б. Тоётоми Хидэёси
12
В. Токугава Иэясу
Г. Мори Тэрумото
20. Какой формы было главное святилище движения Ёсида-синто?
А. Четырехугольной
Б. Шестиугольной
В. Восьмиугольной
Г. Пятиугольной
21. Какое божество появилось по хронологии последним?
А. Амэ-но минакануси
Б. Куни-но Токотати
В. Идзанаги
Г. Аматэрасу
22. Как звали ученого, впервые переведшего «Кодзики» на относительно современный
японский язык?
А. Мотоори Норинага
Б. Хонда Тикаацу
В. Сайго Такамори
Г. Камо-но Мабути
23. Сколько необходимых составляющих объединяются в рамках доктрины Кокутай в
государственном синтоизме?
А. Две
Б. Три
В. Четыре
Г. Пять
24. Кто из японских ученых считал, что пирамиды впервые появились в Японии?
А. Мотоори Норинага
Б. Хирата Ацутанэ
В. Араи Хакусэки
Г. Фудзивара Сэйка
25. Кто из деятелей синтоизма исследовал феномен вселения божества в тело человека?
А. Мотоори Норинага
Б. Хирата Ацутанэ
В. Хонда Тикаацу
Г. Ёсида Канэтомо
26. Что было написано в первой статье Конституции Мэйдзи?
А. Что император священен и неприкосновенен
Б. Что суверенитет в государстве принадлежит народу
В. Что Япония обязуется не вести войн и не иметь армии
Г. Что император подчиняется действию Конституции
27. С каким заявлением выступил император Хирохито 1 января 1946 года?
А. С «Декларацией божественной сущности»
Б. С «Декларацией человека»
13
В. С заявлением об отделении религии от политики
Г. С заявлением о единстве ритуала и государственного управления
28. Какое святилище считается оплотом государственного синтоизма?
А. Исэ
Б. Идзумо
В. Ясукуни
Г. Ацута
14
1. Цель и задачи дисциплины в дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе “ОСНОВНЫЕ БУДДИЙСКИЕ ШКОЛЫ ЯПОНИИ
И ИХ ОСНОВАТЕЛИ”.
Целью изучения дисциплины «Модуль 2. Основные буддийские школы Японии
и их основатели» является формирование у обучающихся знаний по истории развития
и особенностям самых крупных японских буддийских школ.
Задачами изучения дисциплины «Модуль 2. Основные буддийские школы
Японии и их основатели» являются:
- изучение основных этапов формирования наиболее заметных японских
буддийских школ;
- знакомство с личностями основателей этих школ и взаимоотношениями между
ними;
- выявление специфики японского буддизма;
- ознакомление обучающегося с особенностями процесса взаимовлияния
японских религий, а также отношений их с государством.
- .
2. Планируемые результаты освоения образовательной программы
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен:
Знать:
- названия и отличительные черты основных буддийских школ Японии;
- типологию японских буддийских школ по предлагаемым ими методам
достижения спасения/просветления;
- место основных буддийских школ в истории и культуре Японии.
Уметь:
- применять полученные знания при анализе различных текстов, посвященных
темам, так или иначе связанным с японским буддизмом;
- использовать полученные знания для более глубокого понимания особенностей
японской культуры и общества;
- использовать знания об основных доктринальных положениях и философских
принципах различных буддийских школ для предотвращения недопонимания и
конфликтов при межкультурном общении.
3. Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся.
В данном разделе обучающийся самостоятельно знакомится с различными японскими
буддийскими школами, учится определять их типы и методологию достижения
просветления.
Самостоятельная работа обучающегося включает:
- Изучение под руководством преподавателя презентаций и визуальных
материалов, представленных на платформе дистанционного обучения
“Getcourse”.
- Выполнение тестового задания.
Общая трудоёмкость дисциплины 11,6 академических часов.
п/п
Название
дисциплин
(модулей, уроков)
Всего
часов
В том числе
Теорети
ческие
Практиче
ские
Самостоят
ельные
Форма
контроля
16
занятия
занятия
работы
1
2
3
4
5
6
7
1.
Модуль 2.Основные
буддийские школы
Японии и их
основатели
11,6
9,1
1,5
1
Зачет
1.1
Проникновение
буддизма в Японию
и становление
первых буддийских
школ
2,7
2,2
0
0,5
-
1.2.
Философия и/или
эзотерика? Школы
Тэндай и Сингон и
их основатели
2,2
2,1
0
0,1
-
1.3.
Буддизм периода
«конца Закона», или
экспресс-метод
достижения
спасения
2,5
2,3
0
0,2
1.4.
Меч и философия:
метод мгновенного
обретения
просветления
3,7
2,5
1,5
0,2
-
Варианты тестовых заданий:
1. Когда по легенде в Японию пришел буддизм?
А. В III веке до н. э.
Б. В 552 году
В. В 592 году
Г. В 645 году
2. Какой правитель прислал японскому императору первую буддийскую статую?
А. У-ди
Б. Киммэй
В. Сонмён
Г. У-ван
3. Какой японский аристократический род выступил за принятие буддизма?
А. Отомо
Б. Сога
В. Мононобэ
17
Г. Накатоми
4. Как по легенде называется первый японский буддийский храм, открытый для
публики?
А. Асука-дэра
Б. Хорюдзи
В. Корюдзи
Г. Ситэннодзи
5. Какой персонаж является одним из самых популярных в буддийском искусстве в
период Асука?
А. Амитабха
Б. Манчжушри
В. Махавайрочана
Г. Майтрейя
6. Сколько буддийских школ выделяют в Японии в период Нара?
А. Три
Б. Пять
В. Шесть
Г. Десять
7. Какое учение выступало в качестве политического противовеса буддизму в период
Нара?
А. Синтоизм
Б. Конфуцианство
В. Даосизм
Г. Христианство
8. Пророчество какого синтоистского божества подделал буддийский монах Докё для
того, чтобы стать японским императором?
А. Аматэрасу
Б. Сусаноо
В. Хатиман
Г. Инари
9. Какая из японских буддийских школ делала особый акцент на важности соблюдения
монашеских заповедей и правильности проведения ритуалов?
А. Дзёдо
Б. Риндзай
В. Рицу
Г. Дзёдзицу
10.Какая из японских буддийских школ первая начала проповедовать «достижение
состояния Будды в этом теле»?
А. Кэгон
Б. Санрон
В. Сингон
Г. Тэндай
18
11. Какая из указанных буддийских школ начала развиваться в Японии с периода
Хэйан?
А. Кэгон
Б. Рицу
В. Тэндай
Г. Сото
12. Как называется основной объект поклонения школы Сингон?
А. Бодхисаттва Каннон
Б. Будда Дайнити
В. Будда Шакьямуни
Г. Фудо мёо
13. Почему «пресветлые государи» эзотерического буддизма выглядят так
устрашающе?
А. Они являются злыми демонами
Б. Это просто раса буддийских чудовищ
В. Они побуждают адептов осознать свои самые сокровенные грехи
Г. Они низвергнуты Буддой в Ад и влачат там незавидное существование.
14. Какое учение является специфическим для школы Тэндай?
А. Алмазная сеть бога Индры
Б. Одно мгновение мысли три тысячи миров
В. Становление буддой в этом теле
Г. Достижение спонтанного, мгновенного прозрения.
15. Как переводится слово «сингон»?
А. Мудра
Б. Мантра
В. Мандала
Г. Асана
16. Как называется в школе Сингон обряд посвящения новичка?
А. Ингэй
Б. Сингон
В. Кандзё
Г. Конго рикиси
17. На какой горе находится главный монастырь школы Тэндай?
А. Энрякудзи
Б. Коя
В. Хиэй
Г. Мива
18. Как называется Владыка Западного Рая в буддизме?
А. Авалокитешвара
Б. Амитабха
В. Самантабхадра
Г. Бхайшаджьягуру
19
19. Как в японском буддизме называется достижение просветления или спасения за
счет помощи кого-то другого?
А. Дзирики
Б. Коан
В. Мондо
Г. Тарики
20. Кто такой Куя?
А. Один из основателей амидаизма
Б. Грешник, отправленный при жизни в Ад.
В. Монах, в которого вселился Будда
Г. Горный отшельник, известный своими сверхъестественными способностями
21. Какое религиозное сооружение было построено в год наступления периода «конца
Закона»?
А. Энрякудзи
Б. Бёдоин
В. Хонгандзи
Г. Нэгоро
22. Какая идея отличает «Истинную школу Чистой Земли» от других аналогичных
школ?
А. Будда Амида спасет не только праведников, но и грешников
Б. Будда Амида спасет не только грешников, но и праведников
В. Будда Амида спасет всех тех, кто будет взывать к нему и постоянно поминать его
имя
Г. Будда Амида это скорейший способ достижения спасения, но другие способы тоже
существуют
23. Какое событие способствовало повышению популярности Нитирэна?
А. Религиозные войны с амидаистами
Б. Монгольские нашествия
В. Свержение первого сёгуната
Г. Солнечное затмение
24. Как называется основной обет будды Амиды?
А. Хондзон
Б. Хонган
В. Кайдан
Г. Мёго
24. Кто по легенде привёз в Японию чай?
А. Сайтё
Б. Эйсай
В. Догэн
Г. Сётоку Тайси
25. Что означает японское слово сатори?
А. Мгновенное, спонтанное постижение высшей истины
Б. Блаженное состояние
20
В. Длительная практика по самосовершенствованию
Г. Монашеский пост
26. При каком дзэнском храме в период Муромати располагалась Академия живописи?
А. Эйхэйдзи
Б. Сёкокудзи
В. Тэнрюдзи
Г. Сайходзи
27. Как переводится слово «дзэн»?
А. Озарение
Б. Медитация
В. Совершенство
Г. Ничто
28. Кто считается основоположником культуры «пяти гор»?
А. Асикага Ёсимицу
Б. Такуан Сохо
В. Мусо Сосэки
Г. Тоё Сэссю
29. В каком храме находится один из самых известных в Японии сад камней?
А. Тэнрюдзи
Б. Рёандзи
В. Дзуйсэндзи
Г. Сайходзи
30. Что такое система тэраукэ?
А. Система ранжирования дзэнских храмов по их значимости и близости к столице
Б. Система регистрации японцев в буддийских храмах по месту жительства
В. Система учреждения при храмах школ для простолюдинов
Г. Система продвижения монахов в монашеской иерархии
21
1. Цель и задачи дисциплины в дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе “«Новые» и «новейшие» религии в Японии:
основные особенности и доктрины”.
Целью изучения дисциплины «Модуль 3. «Новые» и «новейшие» религии в
Японии: основные особенности и доктрины» является формирование у обучающихся
знаний относительно такого феномена, как «новые» и «новейшие» религии в Японии,
их доктрин и обстоятельств появления и распространения.
Задачами изучения дисциплины «Модуль 3. «Новые» и «новейшие» религии в
Японии: основные особенности и доктрины» являются:
- изучение основных этапов формирования «новых» и «новейших» религий в
Японии;
- рассмотрение обстоятельств формирования и основных доктрин наиболее
известных «новых» и «новейших» религий;
- выявление влияния новых религиозных движений на общественную ситуацию
в Японии.
2. Планируемые результаты освоения образовательной программы
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен:
Знать:
- основные особенности «новых» религий в Японии;
- периоды всплеска интереса к «новым» религиям в японском обществе;
- способы типологизации «новых» религий.
Уметь:
- применять полученные знания при анализе различных текстов, посвященных
темам, так или иначе связанным с японскими «новыми» и «новейшими»
религиями;
- использовать знания о специфике различных новых религиозных движений для
устранения недопонимания и урегулирования конфликтов при межкультурном
общении.
3. Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся.
В данном разделе обучающийся самостоятельно знакомится с различными японскими
новыми религиозными движениями, учится определять их типы и способы воздействия
на различные слои японского населения.
Самостоятельная работа обучающегося включает:
- Изучение под руководством преподавателя презентаций и визуальных
материалов, представленных на платформе дистанционного обучения
“Getcourse”.
- Выполнение тестового задания.
Общая трудоёмкость дисциплины 12,2 академических часов.
п/п
Название
дисциплин
(модулей, уроков)
Всего
часов
В том числе
Теорети
ческие
занятия
Самостоятел
ьные
работы
Форма
контро
ля
1
2
3
4
6
7
23
1.
Модуль 3.«Новые» и
«новейшие» религии
в Японии: основные
особенности и
доктрины
12,2
9,2
1
Зачет
1.1
Что такое «новые»
религии и почему
они не новые
2,3
2,1
0,2
-
1.2.
Ранние новые
религии XIX
первая половина XX
вв.
2,4
2,1
0,3
-
1.3.
«Новые» религии
после Второй
мировой войны
общество
потребления и
религия
2,5
2,4
0,1
-
1.4.
Общество
постмодерна и
«новейшие» религии
5
2,6
0,4
-
Варианты тестовых заданий:
1. Когда в Японии начали появляться первые новые религиозные движения?
А. В XVI веке
Б. В XVIII веке
В. В XIX веке
Г. В XX веке
2. Какими особенностями не обладают «новые» религии?
А. Концентрация на достижении мирских благ
Б. Понятные доктрины, не требующие долгого осмысления
В. Резкое различие между духовенством и мирянами
Г. Смешанные доктрины, заимствованные из разных философских систем
3. В каком новом религиозном движении особый акцент ставится на почитание душ
предков?
А. Махикари
Б. Сока гаккай
В. Иттоэн
Г. Рэйюкай
24
4. Какие практики не относятся к распространенным среди «новых» религий?
А. Участие в политической деятельности
Б. Занятие благотворительностью
В. Проведение сеансов «божественных» исцелений
Г. Участие в празднествах представителей других религиозных конфессий
5. В каком движении особую роль играют спиритические сеансы с вселением в
медиума душ божеств гор?
А. Иттоэн
Б. Рэйюкай
В. Махикари
Г. Онтакэ-ко
6. В каком движении адепты отказываются от собственности при вступлении в
религиозную общину?
А. Рэйюкай
Б. Иттоэн
В. Махикари
Г. Онтакэ-ко
7. С именем какого более известного божества из традиционных религий связано имя
божества Тэнсё котай дзин из «новой» религии Тэнсё котай дзингу-кё?
А. Махавайрочана
Б. Аматэрасу
В. Сусаноо
Г. Амитабха
8. В учении какой «новой» религии считается, что Бог основатель мира был
намеренно свергнут своими врагами, другими божествами, и специально заклеймен как
божество неудачи и несчастий?
А. Куродзуми-кё
Б. Тэнри-кё
В. Конко-кё
Г. Омото-кё
9. Какая «новая» религия утверждает, что Творцом мира является «Бог-отец», который
дает человеку тело «взаймы»?
А. Сока гаккай
Б. Аум-синрикё
В. Тэнри-кё
Г. Куродзуми-кё
10. Основательницей какой «новой» религии является Дэгути Нао?
А. Омото-кё
Б. Тэнри-кё
В. Сока гаккай
Г. Конко-кё
11. В какой «новой» религии адепты поклоняются богине Аматэрасу?
А. Омото-кё
25
Б. Конко-кё
В. Куродзуми-кё
Г. Тэнри-кё
12. Что такое «Дзиба» в терминологии религии Тэнри-кё?
А. Обряд избавления от греховных наслоений
Б. Церемония посвящения в адепты движения
В. Место появления человечества
Г. Бескорыстный труд на благо движения
13. В каком движении неграмотный основатель получал от божества откровения,
которые записывал в трансе особыми знаками?
А. Тэнри-кё
Б. Куродзуми-кё
В. Конко-кё
Г. Омото-кё
14. Какая из этих «новых» религий пользуется большой популярностью и в наше
время?
А. Куродзуми-кё
Б. Тэнри-кё
В. Синри-кё
Г. Омото-кё
15. Какая из этих «новых» религий является буддийской по своему происхождению?
А. Тэнри-кё
Б. Омото-кё
В. Сока гаккай
Г. Тоицу кёкай
16. Какое новое религиозное движение обращает особое внимание на межрелигиозный
диалог, а его основатель даже встречался по этому поводу с папой римским?
А. Тэнри-кё.
Б. Иттоэн
В. Риссё косэйкай
Г. Аум синрикё
17. Какая «новая» религия получила значительную популярность за счет проповеди
среди шахтеров?
А. Омото-кё
Б. Тэнри-кё
В. Сока гаккай
Г. Конко-кё
18. В каком новом религиозном движении особый акцент ставится на бескорыстный
труд по облагораживанию самых неприглядных мест пребывания человека?
А. Сока гаккай
Б. Иттоэн
В. Аум синрикё
Г. Сукё Махикари
26
19. Как называется политическая партия, учрежденная движением Сока гаккай?
А. Дзиюто
Б. Сэйюкай
В. Комэйто
Г. Кёсанто
20. Что означает термин сякубуку в применении к новым религиозным движениям?
А. Разбивать ошибочные взгляды оппонента и привлекать его на свою сторону
Б. Сочувствовать оппоненту и милосердием привлекать его на свою сторону
В. Силой заставлять оппонента признавать свои доктрины
Г. Уповать на Будду Шакьямуни и молить его вразумить оппонента
21. В каком новом религиозном движении жизнь человека уподобляется искусству?
А. Сока гаккай
Б. Иэсу-но Митама кёкай
В. PL Кёдан
Г. Бёдо дайэкай
22. В каком новом религиозном движении адепты ждали апокалипсиса, который
должен был стереть с лица земли «плохую» половину человечества, оставив только
преданных священной истине?
А. Аум синрикё
Б. Иттоэн
В. Сока гаккай
Г. Омото-кё
23. Как называется учение о возможности исцеления людей одним прикосновением,
при помощи использования магической космической энергии?
А. Кидо
Б. Рёики
В. Рэйки
Г. Кокюхо
24. Для какого нового религиозного движения характерно проведение массовых браков
между последователями, сопровождаемых совместными церемониями?
А. Аум синрикё
Б. Риссё косэйкай
В. Тоицу кёкай
Г. Рэйюкай
25. Кто из руководителей новых религиозных движений утверждал, что умеет
левитировать?
А. Каватэ Бундзиро
Б. Нивано Никкё
В. Асахара Сёко
Г. Танигути Масахару
26. Какая идея является свойственной для многих «новейших» религий?
А. Идея о необходимости занять достойное место в обществе
27
Б. Идея о необходимости спасения души
В. Идея о необходимости кармической отработки грехов из прошлых жизней
Г. Идея о необходимости победы над силами зла
27. Кем в учении «Церкви Объединения» оицу кёкай) считается человек по
отношению к Богу?
А. Рабом
Б. Ребенком
В. Другом
Г. Возлюбленным
28. Какое событие подорвало у японцев доверие к слову «религия»?
А. Теракт в городе Мацумото в 1994 году
Б. Теракт в Токийском метро в 1995 году
В. Обвинения в торговле наркотиками и оружием в адрес Мун Сан Мёна
Г. Публичная демонстрация Чон Мён Соком фотографии Иисуса, сделанной в астрале.
28
3. Организационно-педагогические условия реализации образовательной
программы
3.1. Форма обучения: дистанционная.
3.2. Форма организации образовательной деятельности обучающихся
Уроки в виде видеозаписей находятся в личном кабинете на платформе “Getcourse” в
электронном виде в формате mpeg4.
Обучающиеся могут проходить уроки в любое удобное для обучения время.
В каждом модуле после последнего урока обучающийся выполняет тестирование по
теме соответствующего модуля.
Консультационная и информационная поддержка слушателей осуществляется службой
технической поддержки с помощью чата в «Telegram», а также по электронной почте.
3.3.Материально-технические условия реализации программы
Обучающийся осваивает образовательную программу полностью удаленно с
использованием платформы “Getcourse”, функциональность которой обеспечивается
ООО "Система Геткурс", которое предоставило право использовать платформу
Индивидуальному предпринимателю Миночкиной Д.А. Все коммуникации с
преподавателем осуществляются посредством указанной платформы.
Уроки, учебно-методические материалы, вебинары проводятся на платформе
“Getcourse”.
Каждому обучающемуся и педагогическому работнику предоставляется доступ путем
передачи на электронную почту логин и пароль к личному кабинету на платформе
“Getcourse”.
Обучающемуся предоставляется бесплатный доступ к электронной библиотечной
системе ООО «Живая Библиотека».
3.4. Перечень учебно-методических материалов
Наименование учебно-методических материалов
Количество
Конспект в виде презентации “Основы синтоизма: теория и
мифология”
1
Конспект в виде презентации Самоопределение через контакт с
буддизмом: зарождение синто-буддийского синкретизма
1
Конспект в виде презентации Синтоизм в средние века и в ранее новое
время: как боги ками опередили будд
1
Конспект в виде презентации Развитие синтоизма с середины XIX века
по настоящее время: «американские горки» государственного синто”.
1
29
Конспект в виде презентации “Проникновение буддизма в Японию и
становление первых буддийских школ
1
Конспект в виде презентации “Философия и/или эзотерика? Школы
Тэндай и Сингон и их основатели
1
Конспект в виде презентации “Буддизм периода «конца Закона», или
экспресс-метод достижения спасения
1
Конспект в виде презентации “Меч и философия: метод мгновенного
обретения просветления
1
Конспект в виде презентации “Что такое «новые» религии и почему они
не новые
1
Конспект в виде презентации “Ранние новые религии XIX первая
половина XX вв.
1
Конспект в виде презентации “«Новые» религии после Второй мировой
войны общество потребления и религия
1
Конспект в виде презентации “Общество постмодерна и «новейшие»
религии
1
4. Система оценки результатов освоения образовательной программы
4.1. Текущий контроль успеваемости
Качество усвоения учебного материала контролируется преподавателем помодульно
путем проверки тестовых заданий, выполненных обучающимся. Тестовые задания
предоставляются на проверку в личном кабинете на платформе “Getcourse” в формате
документов и (или)в форме тестовых заданий.
Задания в виде тестов оцениваются следующим образом.
Количество правильных ответов должно быть не ниже 60%.
Тестовые вопросы нацелены на выявление навыка усвоения теоретической материала.
По итогу выполнения заданий обучающийся получает “зачет/незачет”
4.2. Итоговая аттестация
Обучение завершается обязательным выполнением итогового задания. Сдача итогового
задания входит в нормативный срок освоения программы курса.
Обучающийся выполняет итоговое задание на основании полученных в процессе
прохождения образовательной программы знаний и навыков и сдает его в электронном
виде с использованием функционала личного кабинета платформы “Getcourse” на
проверку.
30
Выпускникам, имеющим положительный результат (зачет) по итоговой
экзаменационной работе, выдаётся сертификат о прохождении дополнительной
общеобразовательная общеразвивающей программы.
5. Список литературы, используемой при написании Программы.
1. Арутюнов С.А., Светлов Г. Е. Старые и новые боги Японии. М.: Наука, 1968.
2. Боги, святилища, обряды Японии. Энциклопедия синто / Под ред. А. Н. Мещерякова,
И. С. Смирнова. М., 2010.
3. Гришелева Л. Д. Формирование японской национальной культуры. Конец XVI
начало XX века. М.: Наука, 1986.
4. Игнатович А. Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М, 1991.
5. Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Страницы истории. Школа Нитирэн. М., 2002.
6. Иэнага Сабуро. История японской культуры. М.: Прогресс, 1972.
7. История японской культуры. Учеб. пособие для высших учебных заведений. М.: Изд.
«Наталис», 2011.
8. Китагава Дж. М. Религия в истории Японии / пер. с англ. Н.М. Селиверстова. СПб.:
Наука, 2005.
9. Мещеряков А.Н. Император Мэйдзи и его Япония. М.: Изд-во «Наталис», 2006.
10. Мещеряков А. Н. Книга Японских символов. Книга Японских обыкновений. М.:
Наталис, 2003.
11. Накорчевский А. А. Синто. 2-е издание. СПб.: Азбука-классика, Петербургское
Востоковедение, 2003.
12. Накорчевский А. А. Японский буддизм. СПб.: Азбука-классика, Петербургское
Востоковедение, 2004.
13. Светлов Г. Е. Путь богов. М.: Мысль, 1985.
14. Сила-Новицкая Т. Культ императора в Японии: мифы, история, доктрины,
политика. М.: Наука, 1990.
15. Трубникова Н.Н., Бачурин А.С. История религий Японии. М., 2009.
16. Трубникова Н. Н., Бабкова М. В. Обновление традиций в японской
религиозно-философской мысли XIII-XIV вв. М.: Политическая энциклопедия, 2014.
31