В XX веке японцы озаботились сохранением своего национального наследия для будущих поколений. 30 мая 1950 года в Японии был принят закон “об охране культурных ценностей”. Согласно закону культурным объектам (например, зданиям и предметам искусства), обладающим высокой культурной ценностью, может быть присвоен статус «национального сокровища» (какухо:) или «значимой культурной собственности» (дзю:ё: бункадзай).
В статье мы разберемся, что японцы считают своим культурным достоянием.
Хотите каждый день узнавать что-то новое о жизни в Японии, ее культуре, кухне и истории? Подписывайтесь на наш канал в Телеграме: https://t.me/+zb2N9kg28_syMzky
Национальные сокровища Японии
- Национальные сокровища 国宝 (こくほう, кокухо:) – важнейшие культурные ценности Японии, избираемые Министерством образования, культуры, спорта, науки и технологий (MEXT) и утверждаемые японским правительством.
Около 20% зарегистрированных национальных сокровищ Японии приходится на архитектурные (в подавляющем большинстве деревянные) сооружения: замки, башни, дворцы, буддийские храмы и синтоистские святилища.
В оставшиеся 80% вошли произведения искусства (картины, свитки, сутры, ширмы, шедевры каллиграфии, скульптуры из дерева, бронзы, лака и камня), а также ремесленные изделия (керамика, нэцкэ, художественная резьба по лакированным изделиям и т.д.). Сюда же можно отнести изделия из металла, мечи и текстиль, а также археологические и исторические реликвии (документы, знамёна, письма и похоронные принадлежности).
По состоянию на 18 мая 2025 года в категории декоративно-прикладного искусства насчитывалось 916 национальных сокровищ.
Список постоянно пополняется.
Интересный факт: регион Кансай может похвастаться наибольшим количеством сокровищ: в одном только Киото хранится каждый пятый национальный шедевр.
Интересный факт №2. В Токийском национальном музее хранится 89 объектов культурного наследия (всего в Токио их насчитывается 219 штук).

Распределение национальных сокровищ декоративно-прикладного искусства по префектурам Японии
Виды культурных достояний
Культурные ценности по-японски называются 文化財 (ぶんかざい, бункадзай). Они делятся на:
- 有形文化財 (ゆうけいぶんかざい, ю:кэй бункадзай) – материальные культурные ценности (в них входят “Здания и сооружения» (яп.建造物 кэндзо:буцу) и «произведения искусства и ремесленные предметы» (яп.美術工芸品 бидзюцу ко:гэйхин)).
- 無形文化財 (むけいぶんかざい, мукэй бункадзай) – нематериальные культурные ценности (например, искусство резьбы по слоновой кости батиру (撥鏤) или кириканэ (截金, буквально «нарезанное золото») — техника орнаментации изделий путём наклеивания тончайших кусочков золотой фольги на покрытую лаком поверхность).
Сюда же относятся живые национальные сокровища или хранители нематериального культурного достояния (яп. 重要無形文化財保持者 дзю:ё: мукэй бункадзай ходзися), сокращенно 人間国宝 (нингэн кокухо:).
Кто такие «живые национальные сокровища»?
Этого титула удостаиваются мастера или коллективы, занимающиеся традиционными видами искусств. Сначала к ним относились ведущие актёры театров но, кабуки и бунраку, а позже добавились известные ремесленники, мастера художественного и музыкального жанров. Все обладатели титула ежегодно получают государственное финансирование в размере не менее 2 миллионов иен. Деньги идут на поддержанием ремесла, обучение преемников, проведение публичных выступлений или выставок, а также на создание документальных фильмов.
Шедевры под защитой закона
Толчком к принятию закона стал пожар в храмовом комплексе Хорю-дзи (одно из старейших деревянных зданий в мире, расположенное в городе Икаруга, префектура Нара), возраст которого на тот момент составлял более 1300 лет!

Храм Хорю-дзи был основан легендарным японским принцем Сётоку Тайси в 607 году. Полное название храма — Хорю Гакумон-дзи (法隆学問寺, дословно «Храм изучения процветающей дхармы»). На фото: Золотой Зал «Кондо» (金堂) и трехэтажная пагода (三重塔, сандзю:ното:).
26 января 1949 года во время ремонтных работ в храме произошло возгорание, в результате которого была уничтожена часть ценных фресок VII века. Это событие ускорило реорганизацию системы охраны культурных ценностей и привело к принятию Закона о защите культурных ценностей (яп. 文化財保護法 бункадзай хогохо:) годом позже.
Интересный факт: Теперь 26 января – не только годовщина пожара в храме, но и официальный День предотвращения пожаров на культурных объектах в Японии.
Закон продолжает действовать до сих пор с некоторыми дополнениями.
Например, в 1966 году появился “Закон о сохранении древних столиц”. Под государственной защитой оказались древние столицы Камакура, Хэйдзё-кё (Нара), Хэйан-кё (Киото), Асука, Ямато, Фудзивара-кё (Касихара), Тэнри, Сакураи и Икаруга.
В 1975 году, действие закона распространилось на группы исторических зданий, расположенных не только в исторических столицах. К тому же японцы задались не только вопросом “что”, но и “как” защитить культурное наследие. Второе важное нововведение – защита не только материальных или нематериальных объектов, но и методов реставрации и сохранения культурных ценностей (из-за активной индустриализации стало не хватать квалифицированных мастеров).
Градация культурных ценностей
Существует градация культурного наследия:
- 国宝 (こくほう, кокухо:) – национальное сокровище исключительной важности
- 重要文化財(じゅうようぶんかざい) – важное культурное достояние, которое может быть:
- на уровне города (市定重要文化財, ситэй дзюё бункадзай)
- на уровне префектуры (県定重要文化財, кэнтэй дзю:ё: бункадзай)
- на национальном уровне (国定重要文化財, кокутэй дзю:ё: бункадзай)
Иногда какой-нибудь объект может быть признан одновременно на разных уровнях. Например, Санкэй-эн, сад в традиционном японском стиле в округе Нака, город Йокогама, признан важным культурным объектом как на городском, так и на национальном уровне.

Сад Санкэй-эн (三溪園,). Источник фото: https://yokohama150.org/things-to-do-in-yokohama/
Как понять, почему те или иные предметы искусства считаются шедеврами? Как научиться считывать заложенные смыслы и видеть отражение эпохи в японском искусстве?
На бесплатной лекции “Самые известные шедевры японского искусства” мы рассмотрим знаковые и значимые объекты искусства, которым присвоен статус «Важное культурное достояние» и «Национальное сокровище». Обсудим четыре объекта, которые представляют японское искусство с разных сторон:
Традиционную живопись эпохи Эдо
Объекты декоративно-прикладного искусства
Гравюры
Японскую живопись нихонга XX века
На лекции вы узнаете неожиданные факты:
- Например, кого называли богом керамики и почему
- Причины возникновения противоположностей и ошибок в восприятии «Волны» Хокусая
- Историю появления «абстракции» в японском искусстве задолго до её возникновения в западной традиции
Зарегистрироваться на открытый урок и выбрать удобное время можно по ссылке.