Хочешь выучить японский язык или узнать больше о культуре и истории Японии?

Выбирай лекции и курсы от профессионалов

Ближайшие курсы и лекции

Синкансэн: сверхскоростной электропоезд с птичьим клювом

Каждый, кому интересны научно-технические достижения Японии, слышал о невероятных поездах Shinkansen (新幹線), скорость которых впечатляет туристов из других стран, а для самих японцев они стали привычной частью их повседневной жизни. Туристические компании, выпускающие брошюры для путешественников, обязательно сопровождают описания страны красочными фотографиями Синкансэна. Поезд стремительно мчится на фоне горы Фудзи — ещё одного символа Японии. Предлагаем узнать больше о “поездах-пулях”, о том, как они строились и развивались, и что представляют собой пассажирские места разных классов. 

Хотите каждый день узнавать что-то новое о жизни в Японии, ее культуре, кухне и истории? Подписывайтесь на наш канал в Телеграме: https://t.me/+zb2N9kg28_syMzky

Открытие новой магистрали

Новая магистраль, которая соединила Осаку и Токио, открылась в 1964 году, незадолго до проведения летних Олимпийских игр в столице Японии. Это был хороший повод продемонстрировать миру, чего добилась страна за 20 лет, прошедших со времён экономического и политического кризиса 1945 года. На протяжении 20 лет японская железнодорожная промышленность быстро развивалась,и это стало основой для культурного и экономического расцвета. 

Открытие первой ветки новой магистрали ознаменовалось личным участием Императора Хирохито — того самого правителя, который 15 августа 1045 года сообщил по радио трагическую новость о капитуляции Японии. 

Строительство первых железнодорожных магистралей в Японии началось в конце 19 в. Тогда было принято решение использовать узкую колею — она идеально подходит для местности с сильными перепадами рельефа. К тому же в Японии плотная застройка, и такой выбор стал оптимальным. Ширина японской железнодорожной колеи составляет всего 1067 мм. Для сравнения, по европейскому стандарту ширина колеи составляет 1067 мм, а в России используются сразу три вида: 1524, 1522 и 1520 мм. 

Историки склоняются к тому, что японцы выбрали узкую колею по двум причинам. Первая — рекомендация инженера-железнодорожника Эдмунда Морела, который участвовал в строительстве японской магистрали. У него уже был опыт строительства железных дорог в странах с подобным рельефом, и инженер счёт узкую колею подходящим вариантом. Вторая причина кроется в предположении, что вряд ли когда-то страна разовьётся до такой степени, что ей понадобится ширококолейная магистраль. 

Впервые о строительстве высокоскоростной магистрали японское правительство задумалось в 1930-х, когда Япония воевала с Китаем. арена боевых действий постепенно отдалялась от Токио, и надо было придумать, как решить логистические проблемы. инициатива военного правительства заключалась в том, чтобы построить новую магистраль, позволяющую быстрее добираться и перевозить грузы от Токио до Кореи. Планировалось сначала построить ветку от столицы до Осаки, а потом проложить ещё одну — до западной границы. 

“Синкансэн” в переводе с японского означает “Новая магистраль”. Так планировалось назвать высокоскоростную железную дорогу. По ней собирались запустить поезда-пули — данган-рэсся. Но вскоре после начала работ Япония оказалась плотно втянутой в боевые действия, и проект заморозили.

Возобновление строительства магистрали

После окончания войны Япония начала развиваться стремительными темпами. Большие объёмы грузопассажирских перевозок привели к тому что существующая железнодорожная магистраль перестала справляться. Встал вопрос о том, как быстро наладить сообщение между столицей и вторым по величине городом — Осакой. Тогда вспомнили о Синкансэне. На тот  момент он мог бы разгрузить основную железнодорожную линию, и это предотвратило бы грозящее замедление культурно-экономического развития.

На строительство железнодорожной линии требовались немалые средства. Нужно было сделать так, чтобы Всемирный банк профинансировал проект. С этой целью руководство Японских Национальных Железных Дорог предложило правительству взять на себя фактический контроль над строительством. Благодаря участию госструктур в проекте удалось получить финансирование, и строительство продолжилось. 

Прокладывая новую линию, инженеры не стали вносить значительные корректировки в первоначальный проект. Ширина колеи, мощность электропоездов — всё осталось практически без изменений. Отличия коснулись конструкции поездов. В старом варианте движение составов обеспечивали локомотивы, а в новом было решено расположить под частью вагонов электродвигатели. 

Так новая высокоскоростная магистраль Tokaido Shinkansen, открытая в октябре 1964 года, ознаменовала начало новой эпохи. Маршрут протянулся от Осаки до Токио. Если раньше на дорогу из одного города в другой уходило 16 ч. 30 мин., то теперь можно было доехать на скоростном поезде всего за 3 ч. 10 мин. 

Когда говорят о японском экономическом чуде, в числе прочих достижений обязательно вспоминают Shinkansen. Железнодорожную ветку запустили в тот период, когда многие страны начали отдавать приоритет развитию автомобильного и воздушного сообщения. Для мирового сообщества это стало толчком к тому, чтобы по новому взглянуть на возможности железных дорог. 

Скорость уникальных “поездов-пуль” действительно впечатляет. Когда только запустили магистраль, поезда разгонялись до 200 км/ч, а на большей части пути скорость составляла около 130 км/ч. Сейчас большинство электропоездов набирают до на перегонах 300-320 км/ч. Уже проходят испытания новые модели — ALFA-X, способные разгоняться до 350-400 км/ч. 

Больше о культуре Японии читайте в нашем ТГ-канале: https://t.me/+zb2N9kg28_syMzky

Отправление и прибытие — точно в срок

По сравнению с обычными поездами Shinkansen выигрывает не только в скорости, но и в точности. Поезд приходит и отбывает секунда в секунду. Если случается отклонение от расписания, машинист обязательно приносит извинения пассажирам. Соблюдать точность удаётся сочетанию нескольких факторов:

  1. Расписание составляется так, что поезд может двигаться не с максимальной скоростью, ускоряясь, если возникает такая необходимость. Если в пути произошла задержка, машинист может разогнать поезд до самой большой скорости, на которую способен, и это позволит прибыть точно в срок.
  2. Пассажиры ведут себя дисциплинированно, ведь стоянка длится не более 50 секунд. За это время одни должны успеть выйти, а другие — зайти.
  3. Поезда останавливаются так, чтобы людям не приходилось бежать десятки метров до вагонов. Может показаться, что для остановки в правильном месте используется автоматика, но на самом деле это заслуга опытных и внимательных машинистов. 

Длина состава Shinkansen составляет 400 м, а точность остановки составляет несколько сантиметров, причём процессом торможения управляет машинист. Однако без помощи компьютеров и здесь не обошлось. Если поезд в пути разгоняется выше максимальной скорости, происходит автоматическое торможение. 

Японское железнодорожное сообщение в наши дни

Первый этап приватизации рельсового сообщения в Японии прошёл в 1987 г., второй — в 2000 г. Сейчас Shinkansen насчитывает несколько линий, которые обслуживаются сетью компаний JR (Japan Railways). Также в Японии функционирует более 100 мелких железнодорожных компаний, покрывающих всю сеть. На линиях 東海道新幹線 и 産業新幹線 курсируют высокоскоростные поезда, стоянка которых в Осаке продолжается 2 минуты. За это время происходит смена экипажа. 

Классы мест и вагоны

Всего есть три класса мест: обычный, бизнес и гран. Места первого типа ничем не примечательны. Сиденья комфортны, с принципом расположения 3+2. Вагоны с этими местами делятся на 2 типа: со свободными и зарезервированными. Во втором случае билеты стоят дороже, на сколько именно — зависит от времени года. Некоторым пассажирам лучше доплатить за уверенность в том, что поездка состоится, потому что вагоны со свободными местами часто бывают переполнены. Купить билет в вагон с зарезервированными местами можно за месяц до предполагаемой даты поездки. 

Вагоны с местами бизнес-класса называют зелёными. Здесь более комфортные сиденья, которые можно откидывать назад. схема расположения — 2+2. Билеты в зарезервированные и зелёные вагоны зачастую стоят примерно одинаково. Если вы предпочитаете повышенный уровень комфорта по приемлемой цене, это хороший выбор.

Более дорогие билеты — в вагоны класса гран. Сиденья в них расположены по схеме 2+1. Вагоны отделаны дорогими материалами и оснащены по последнему слову техники. Здесь есть кнопка вызова проводника, а в стоимость билета включены еда и напитки. К пассажиру подкатывают тележку с блюдами, и он может выбрать из ассортимента, что хочет. 

Погрузитесь в культуру и историю Японии с известными японистами на бесплатном курсе из 5 уроков от известных японистов: https://kurs.nihon-go.ru/culture_free?utm_source=site&utm_medium=article

Дополнительные услуги в поезде

На всех линиях есть информационные таблички и указатели с надписями на английском и японском. На некоторых ветках есть также надписи на китайском и корейском. В каждом вагоне 新幹線 есть туалет. В новых моделях поездов кабинки разделены по полу и оборудованы в европейском стиле. В более старых вагонах сохранилось традиционное для Японии оформление.

Современный туалет в Синкансэне — это просторное помещение с зеркалом и раковиной. В некоторых вагонах есть специальные туалеты для людей с ограниченными возможностями. 

Курить в большинстве поездов нельзя, однако на некоторых линиях отдельные составы оборудованы комнатами для курения. Они хорошо проветриваются, поэтому курящие не доставляют неудобства другим пассажирам.

Почему у поезда такой странный нос

Когда первые Синкансэны вышли на линию, всех устраивали их скорость, точность и комфорт. Но вскоре жители мест, рядом с которыми проезжали электропоезда, стали жаловаться на шум. Когда состав выезжал из тоннеля, слышался сильный звук, разносящийся на сотни метров. 

Инженерам было поручено решить проблему, и к задаче приступил директор по техническому развитию “поездов-пуль” — Эйдзи Накацу. Он долго наблюдал за птицами и обратил внимание, что обтекаемая форма клюва помогает зимородку быстро погружаться в воду, не создавая брызг. Так появилась идея сделать нос поезда похожим на птичий клюв. Когда провели серию испытаний, оказалось, что это идеальное решение. Новые модели стали развивать более высокую скорость, не превышая нормативов по уровню шума, а звуковой эффект при выезде из тоннеля полностью исчез. 

Последние модели Синкансэнов — это сверхбыстрые и красивые электропоезда, демонстрирующие путешественникам из других стран уровень научно-технического прогресса в Японии и позволяющие преодолевать огромные расстояния за считанные часы. 

В онлайн-школе японского языка и культуры Дарьи Мойнич каждую неделю выходят новые бесплатные уроки о Японии. Если вы хотите узнать больше о современной культуре, кухне, истории или символам Японии или начать более серьезно изучать японскую культуру на курсах от известных японистов, переходите на сайт и выбирайте интересующую вас тему: https://kurs.nihon-go.ru/lectures_culture?utm_source=site&utm_medium=article

178 0
Дата: 25.12.2024 / Рубрика: Японский язык
Вконтакте
Facebook
WordPress
На указанный адрес вы сможете получить ответы