Да не один! А целых 30! Их обнаружили в Северной Японии на островах Кюсю, Тохоку и Хокайдо. Согласно археологическим исследованиям они были созданы в период позднего и заключительного Дзёмона (2-е тысячелетие и первая половина 1-го тысячелетия до нашей эры): в этот период охотники, собиратели и рыболовы перешли к оседлой жизни. Их дома напоминали землянки. Начались развиваться ремесла и торговля. В жизни человека появилась собака, и началось одомашнивание дикого кабана.
В обществе уже появилось расслоение на племенную элиту, служителей культа, воинов, торговцев, особо искусных мастеров, охотников, строителей… Об этом говорят особенности погребения каждой из этих групп.
Что это такое?
Само название Дзёмон, «верёвочный узор» происходит от сделанных оттисками шнура узоров на керамике. Это сейчас керамика для нас дело привычное, но тогда – переход от приспособления подручных материалов (камней, палок) для своих нужд к созданию из глины изделий – означал технологическую революцию! Сосуды и фигурки Дзёмона не просто горшки – а искусно выполненное изделия, отражающие мировоззрение того времени.
Другой визитной карточкой этого периода являются монументальные сооружения — круги из камня. До сих пор их назначение до конца не известно. Может быть, это места погребения или религиозного культа, или древние обсерватории… Ученые гадают. Равно как и о том, каким образом были воздвигнуты такие внушительные конструкции.
Культ камня, особенно необычной формы, существовал еще с самых древних времен.
Согласно одному из мифов эпохи Дзёмон, пришедшему в Японию скорее всего из матриархальной культуры Южного Китая и Юго-Восточной Азии, некое божество пришло из заморской страны вечности и сделало своим домом скалу на морском берегу, где обитает и поныне. Трепетное отношение к камням дошло и до наших дней в виде японских садов камней, имеющих целую философию создания и ухода. Может быть, прародителями этих садов и были «каменные круги».
Единой классификации «каменных кругов» не существует. По мнению ученых Института археологии и этнографии СО РАН, которые также заинтересовались японским монументальным чудом, обзор можно производить по разным принципам: по времени (от наиболее ранних к поздним), территориям (Кюсю, Хонсю, Хоккайдо), типу (круги, выкладки, скопления, насыпи и т.д.), размерам, наличию/отсутствию сопровождающих погребений, расположению вне поселений или на их территории, по основному строительному материалу (камень, дерево, грунт, ракушка) и т.д.
Каменные круги в основном сложены из валунов, размером около 1 метра, имеют внутренний и внешний круг. А некоторые конструкции напоминают солнечные часы – в центре установлен высокий камень, который является центром всей композиции. Такие «солнечные часы» лучше всего сохранились в местечке Ою и Содено, префектура Акита.
Диаметр кругов – от небольших – около 4-5 метров (круги Нонакадо и Мандза) до гигантских. Например, памятник Акю в префектуре Нагано занимает 55 тысяч квадратных метров и содержит более ста тысяч камней.
Японские каменные круги открыты для туристов. В отличие от закрытого сейчас для посещения Стоунхенджа к каменным монументам можно подойти совсем близко, а цена билета – всего 1-2 доллара.
На удивление, такие музеи не пользуются огромной популярностью. Их странички в интернете – исключительно на японском, и давно «морально» устарели. Информация о японских «Стоунхенджах» в главном справочнике современного туриста – так же крайне скудна. Развивать эти точки японское правительство почему-то не спешит. Может быть, считает, что в Японии много других гораздо более интересных мест. А может быть опасается, что туристы по камушкам разберут их национальное достояние на сувениры.
А что вы думаете о каменных кругах? — Расскажите в комментариях!