Хочешь выучить японский язык или узнать больше о культуре и истории Японии?

Выбирай лекции и курсы от профессионалов

Ближайшие курсы и лекции

Различие между частицами は и が

Понимание различия между частицами «ва» (は) и «га» (が) является жизненно важным для правильного построения предложений в японском языке. Считающиеся базовой частью грамматики, эти частицы вызывают множество вопросов не только у новичков, но и у весьма продвинутых студентов. Попробуем же разобраться, как правильно использовать は и が в японском языке.

1) Нередко можно встретить толкование, что は является индикатором темы высказывания, а が – ремы (новой информации). Вроде бы, всё просто, однако для того, чтобы безошибочно употреблять эти частицы, такого объяснения не вполне достаточно.

Начать следует с определения ролиは в предложении. Сравним её с функциями других падежных частиц:

1) (wo) определяет объект действия:

コーヒー飲む – пить кофе

(ko:hi: wo nomu)

2)(ni) показывает направление действие или указывает на местонахождение предмета:

入れる – положить в мешок

(Fukuro ni ireru)

机の上ある – лежать на столе

(Tsukue no ue ni aru)

3) で (de) указывает на место активного действия или предмет, с помощью которого совершается действие:

大学で勉強する – учиться в университете

(Daigaku de benkyo: suru)

箸で食べる – есть палочками

(Hashi de taberu)

4) が(ga) определяет подлежащее, указывает на предмет предложения (кто или что выполняет действие):

犬が寝る – собака спит

(Inu ga neru)

Какова же, в таком случае, роль は? Эта частица обозначает тему предложения, указывает на то, о чём ведётся речь. В отличие от других частиц, は не относится напрямую к глаголу, к действию, но, скорее, ко всему предложению (или ко всей части сложного предложения).

Причина, по которой は и が так легко сбивают нас с толку, заключается в том, что во многих случаях в предложении идёт речь о том, что предмет выполняет какое-либо действие. То есть, тема предложения и подлежащее (предмет) совпадают. Давайте рассмотрим это на простом примере:

Ямасита-сан купила книгу.

В данном предложении человек, который купил книгу,  – Ямасита-сан, то есть, её имя является подлежащим к сказуемому «купила». В то же время, в предложении в целом говорится о Ямасите-сан, то есть, она может быть и темой. В зависимости от того, какую функцию слово выполняет в предложении, в японском языке после «Ямасита-сан» будут использоваться разные частицы

山下さんは本を買いました。- Ямасита-сан купила книгу.

Yamashita-san wa hon wo kaimashita

山下さんが本を買いました。- Ямасита-сан купила книгу.

Yamashita-san ga hon wo kaimashita

Оба предложения грамматически верны, говорят об одном и том же действии и одинаково переводятся на русский язык. Так в чём же отличие?

は может использоваться вместо или же вместе с другими частицами (а также независимо от них), чтобы определять слово или фразу, стоящие перед ней. Тема, таким образом, — это то, о ком или о чём говорится в предложении. Но зачем же городить такой огород и определять тему, особенно учитывая, что ни в русском, ни в английском данного явления не существует. Ответ прост: для конкретизации. は служит для разъяснения, конкретизации контекста, в котором происходят события указанного предложения.

Любую информацию, которую мы передаём другому собеседнику, можно условно разделить на 2 части:

— контекст (информация, знакомая собеседнику, т.н. «тема»)

— новая информация (именуемая в лингвистике «ремой»)

Так, при передаче новой информации необходимо опираться на определенный контекст, известный собеседнику; в таком случае некоторые слова возможно опустить. Если же «тема» отсутствует, то разговор начинается с нуля, поэтому необходимо использовать все части предложения для полноценной передачи смысла.

– Что сегодня делала Ямасита-сан?

– Ямасита-сан купила книгу.

Если мы переведём эти два предложения на японский язык, получим следующее:

山下さんは今日何をしましたか。

Yamashita-san wa kyo: nani wo shimashita ka

(山下さんは) 本を買いました。

(Yamashita-san wa)  hon wo kaimashita

В данном случае темой обоих предложений является Ямасита-сан; оба говорящих знают, о ком идёт речь, поэтому уже в первом предложении мы видим выделение «Ямасита-сан» с помощью は. В  случае ответа на вопрос, слова «сегодня» и «Ямасита-сан» возможно опустить, как не несущие жизненно важной для понимания предложения смысловой нагрузки. При этом в русском языке в вопросе «Ямасита-сан» не является подлежащим, а в ответе становится им.

В каком же случае мы будем употреблять が?Для этого необходимо представить ситуацию, когда Ямасита-сан будет не темой, а ремой, то есть элементом новой информации, вводимой одним из собеседников.

– Кто купил книгу?

– Ямасита-сан (купила книгу)

Переведём на японский:

誰が本を買いましたか。

Dare ga hon wo kaimashita ka

山下さんが本を買いました。

Yamashita-san ga hon wo kaimashita

В данном случае, темой становятся «купил» и «книгу», поэтому, как мы видим выше, в русском предложении мы можем опустить эти слова. Впрочем, в японском языке это тоже возможно:

山下さんです。

Yamashita-san desu

При этом Ямасита-сан, как элемент новой информации, никуда не исчезает: без этого потерялся бы смысл всего предложения, его опустить нельзя.

Таким образом, главный вывод, который мы должны сделать в отношении частиц は и が, заключается в том, что обе эти частицы могут выделять подлежащее, но если при опускании подлежащего теряется смысл всего предложения – то это новая информация, и правильно будет употребить именно が. А если подлежащее является темой, хорошо известным обоим собеседникам элементом, и его можно опустить – можно смело употреблять は。

Это базовые различия, которые необходимо крепко-накрепко запомнить. На этом, однако, особенности употребления двух частиц не заканчиваются. Предлагаю рассмотреть еще несколько чуть более сложных, но не менее интересных примеров.

2) 車は私が運します。 – Я поведу машину.

Kuruma wa watashi ga unten shimasu

 

В данном случае, подлежащим является слово я –私 и оно выделяется частицей が как новая информация; は же в данном предложении обозначает тему: речь идёт о том, что поведёт машину. Употребляя после слова 私частицу が, говорящий указывает на то, что поведёт машину именно он, а не кто-либо другой. Предложение можно даже перевести как «Что касается машины, то я поведу».

3) 妹は目が青いです。- У младшей сестры голубые глаза.

Imo:to wa me ga aoi desu

Данная конструкция нередко употребляется вместо притяжательной:

妹の目が青いです

Imo:to no me ga aoi desu

Однако здесь смысл не только в том, чтобы как-то отдельно подчеркнуть тему предложения, но и чтобы избежать возможного нагромождения с частицей の. Добавим в предложение слово «моей»: У моей младшей сестры голубые глаза.

Получим в японском языке следующее:

私の妹の目が青いです。               →        私の妹は目が青いです。

Watashi no imo:to no me ga aoi desu                            Watashi no imo:to wa me ga aoi desu.

Второй вариант выглядит более естественно.

И, наконец, последний пример. Как вы думаете, отличаются ли по смыслу эти два предложения?

4) 山田さんはお金を持っています。

Yamada-san wa o kane wo motteimasu

山田さんがお金を持っています。

Yamada-san ga o kane wo motteimasu

Со вторым всё понятно. Это вполне логичный ответ на вопрос: 誰がお金を持っていますか。 – У кого с собой есть деньги?

Dare ga o kane wo motteimasu ka

Первое предложение может, конечно, служить ответом на вопрос

山田さんは何を持っていますか。 — Что несёт(принёс) Ямада-сан?

Yamada-san wa nani wo motteimasu ka

 

но дело, всё же, в другом.  Здесь, употребляя частицу は, мы получаем следующий смысл: «Что касается Ямады-сан, то у него есть деньги» (= он богатый), то есть, как бы утверждаемся в мысли об этом.

Подобных примеров существует множество, подробно описать каждый из них не представляется возможным, да и это, в общем-то, не нужно. Чтобы крепко-накрепко запомнить правила употребления は и が, рекомендуем ещё раз прочитать первую часть данной статьи.

Ниже для ознакомления приведена таблица, которая содержит и другие примеры употребления данных частиц, о которых мы расскажем в следующих статьях.

Определяет тему предложения. Определяет подлежащее (предмет) предложения.
Служит для противопоставления одного другому:

私はロシア人で、アンナはアメリカ人です

Я русский, а Анна – американка.

Выделяет один предмет из всех остальных.

どれが鉛筆ですか。 — Что из этого карандаш?

これが鉛筆です。- Вот это карандаш.

Уточняет информацию, известную собеседниками. Вводит новую информацию в предложение.
Используется для описания характеристик предмета с помощью прилагательных.
Употребляется для описания умения/возможности совершения действия:

私はピアノができます

Я умею играть на пианино.

Используется для противопоставления в сложносочинённых предложениях:

牛乳を買いましたが、チーズを忘れました。

Молоко купил, а про сыр забыл.

Надеемся, что данная информация поможет вам в изучении такого непростого, но очень красивого и интересного японского языка!

27530 1
Дата: 20.02.2018 / Рубрика: Грамматика
Вконтакте
Facebook
WordPress
1 комментарий
  • В

    У младшей сестры голубые глаза.
    Я не понимаю почему здесь ga частица

    21.03.2019 03:03
На указанный адрес вы сможете получить ответы