Философия дзюдо
Джиу-джитсу дало начало ещё одному боевому искусству, ставшему популярным во всем мире. Это «мягкий путь» дзюдо (柔道:柔らかい yawarakai – мягкий, гибкий и 道 – do: — дорога, путь). Дзюдо – молодое искусство и относится к современным. Появилось оно в 1882 году, когда Дзигоро Кано основал первую школу. Дзюдо оказало огромное влияние на самбо и айкидо и в настоящее время подразделяется на традиционное и спортивное.
Как и джиу-джитсу, дзюдо концентрируется на бросках, болевых приёмах и удушьях, а ударные техники изучаются как дополнение.
Для соответствия принципам дзюдо необходимо:
— помогать и понимать партнёра взаимно для достижения большего прогресса,
— использоваться свои тело и дух наилучшим способом;
Выделяют три главных технических раздела:
形 (kata) набор формальных упражнений, которые выполняются в парах. Часто в эти упражнения входят приёмы, запрещённые в спортивном дзюдо. Изучается ката в парах и направлено на освоение основных приёмов дзюдо, а также отработку древних, ныне не используемых.
乱取り(randori) — борьба по предварительно заданным правилам с целью обучения каким-либо техническим приёмам. Направлено на отработку группы либо одного приёма, а также развивает выносливость дзюдоиста.
試合 (siai) – соревнования.
Отличие от джиу-джитсу
Основатель дзюдо Дзигоро Кано с детства интересовался джиу-джитсу. А в юности разработал новую систему боевого искусства, дав ему название Кодокан дзюдо. Названием «дзюдо» Кано хотел подчеркнуть «путь» к самосовершенствованию, а не «технику». Таким образом, автор акцентировал внимание на гуманистической составляющей дзюдо, потому как во времена после реставрации Мэйдзи джиу-дзитсу считалось занятием, недостойным просвещённого человека, так как целью его было убийство. Таким образом, из нового искусства были исключены наиболее опасные техники, которые, в принципе, могут быть изучены, но дополнительно. Помимо физического тела дзюдо ставит цель развивать дух и дисциплину, самоконтроль, уважение и понимание соотношения между успехом и усилиями. Нравственный аспект вытекает из самой специфики искусства – занятия проходят в парах с соперниками разного уровня подготовки, что, несомненно, подталкивает к помощи друг другу. Также решаются задачи развития памяти (при запоминании приёмов), наблюдательности, выражения своих мыслей и развития воображения. Также каждый поединок начинается с поклона, что говорит о важности уважения соперника.
Первый зал для дзюдо был очень мал, однако Кано обладал организаторскими способностями, благодаря которым дзюдо быстро набирало популярность. К началу
двадцатого века была разработана система судейства, а затем дзюдо включили в обязательную школьную программу наравне с кэндо. В 1926 году была открыта секция для женщин. Кано развивал дзюдо вплоть до самой своей смерти. Примечательно, что у него самого не было никакого дана, потому что он присуждал даны ученикам. Во время Второй Мировой войны развитие дзюдо было прекращено, но затем снова восстановлено и введено в школьную программу.
Практически сразу в школе Кано стали заниматься иностранцы, и в начале двадцатого века дзюдо проникло в США и Европу. В России дзюдо стало известно уже в советское время, благодаря Василию Сергеевичу Ощепкову, которому в 1917 году был присвоен второй дан, и на основе этого боевого искусства было разработано самбо. Изначально в международных соревнованиях по дзюдо 60-х годов принимали участие советские самбисты. Сейчас в России дзюдо занимается примерно 200 тысяч человек.
Дзюдо как вид спорта
Кано подчеркивал, что дзюдо очень полезный для здоровья вид спорта. Долгое время в дзюдо не существовало весовых категорий, так как японцы считали главным не физические параметры, а технику владения искусством. В настоящее время дзюдо является олимпийским (с 1964 года) и паралимпийским видом спорта. Спортивное дзюдо известно во всем мире, и по нему проводятся различные соревнования, формируются рейтинги лучших дзюдоистов и судей. Для победы соревнующийся должен выполнить бросок соперника на татами, а затем применить либо удушающий приём, либо удерживание в течение тридцати секунд. В болевых приёмах используются так называемые рычаги (разгибание конечности в суставе свыше физиологического) и узлы (скручивание конечности в суставе). Также в дзюдо используются два типа удушающих приёмов: дыхательное удушение, при котором противнику механически блокируют возможность дыхания (пережимают дыхательное горло или сжимают грудную клетку, и «кровяное удушение», когда пережимают сонные артерии, блокируя подачу крови (а значит, и кислорода).
Ниже мы привели словарь терминов, используемых в дзюдо:
Asi (足) Нога.
Asiate (足当て) Удары ногами.
Asiwaza (足技) Приемы, выполняемые, по большей части, ногами.
Asiguruma (足車) Вариант передней подножки, при котором нога атакующего не касается татами.
Atama (頭) Голова.
Atamaate (頭当て) Удары головой.
Atemiwaza( 当身技) Техника нанесения ударов в уязвимые части тела.
Waza (技) Техника.
Wazaari ( 技有り) Половина победы.
Dakiage (抱き上げ) Обхват туловища противника при подъёме.
Judo:gi (柔道着) Форма дзюдоиста (куртка, штаны и пояс) синего или белого цвета.
Judo:ka (柔道家) Дзюдоист.
Yokootosi (横落とし) Опрокидывание вбок — боковая подножка на пятке.
Yokosihogatame (横四方固め) Удержание поперек.
Yokosutemiwaza 横捨て身技) Приемы с падением атакующего на бок.
Ippon ( 一本) Высшая оценка в поединке, приводящая к победе проведшего прием.
Kamisihogatame (上横四方固め) Удержание со стороны головы.
Kansetsuwaza (関節技) Болевые приемы, направленные на суставы.
Kataguruma (肩車) Бросок через плечи.
Katamewaza (固技) Техника обездвиживания, сковывания.
Kibisugaesi (踵返し) Бросок захватом пятки (выкручивание пятки).
Kosiwaza (腰技) Приемы, проводимые по большей части, тазобедренным суставом.
Kuzusi (崩し) Выведение из равновесия.
Kumikata (組み方) Захват.
Kesagatame (袈裟固め) Удержание сбоку захватом руки и головы.
Masutemiwaza (真捨て身技) Приемы, при которых атакующий падает на спину.
Hagewaza (投げ技) Броски, техника бросков.
Okuriasiharai (送り足払い) Подсечка в темп шагов.
Osaekomiwaza (抑え込み技) Удержания.
Osotootosi (大外落とし) Задняя подножка.
Ryo:tezime (両手絞め) Удушающий прием, проводимый обеими руками.
Sankakuzime (三角絞め) Удушающий прием, проводимый ногами «треугольником».
Simewaza (絞め技) Техника удушающих приемов.
Sisei (姿勢) Стойка.
Sumiotosi (隅落とし) Выведение из равновесия толчком назад.
Sutemiwaza (捨て身技) Броски с падением атакующего.
Seoinage (背負い投げ) Бросок через спину со взваливанием противника на спину.
Taisabaki (体捌き) Повороты и развороты.
Taniotosi (谷落とし) Подножка на пятке с падением
Tatami (畳) Татами.
Tatiwaza (立ち技) Броски из стойки.
Tomoenage (巴投げ) Бросок через голову с упором стопы в живот.
Tori (取り) Тот, кто проводит прием.
Te (手) Рука (до запястья).
Tewaza (手技) Приемы, проводимые, по большей части, руками.
Ude (腕) Рука.
Udeate (腕当て) Удары руками.
Udehisigi (腕挫) Болевой прием – используется рычаг локтя.
Ude hisigi waki gatame (腕挫腕固) Болевой прием – используется рычаг локтя с захватом руки под мышку.
Ude hisigi zu:zi gatame (腕挫十字固め) Болевой прием – используется рычаг локтя с захватом руки между ног.
Ude hisigi te gatame (腕挫手固め) Болевой прием — используется рычаг локтя с перегибанием через руку.
Ude hisigi hara gatame (腕挫腹固め) Болевой прием — используется рычаг локтя с перегибанием через живот.
Ude hisigi hiza gatame (腕挫膝固め) Болевой прием — используется рычаг локтя при помощи колена.
Ukigosi (浮き腰) Бросок через бедро захватом туловища.
Ukiotosi (浮き落とし) Выведение из равновесия скручиванием.
Uke (受け) Атакуемый.
Ukemi (受身) Приемы самостраховки при падениях.
Utimata (内股) Подхват изнутри (воздействие на бедро изнутри).
Hadakazime (裸絞め) Удушающий прием сзади предплечьем и плечом.
Hansoku (反則) Дисквалификация борца.
Hizaguruma (膝車) Подсечка в колено.
Хотели бы вы заниматься дзюдо и с какой целью? Напишите в комментариях.
Многие изучающие дзюдо начинают учить японский язык, чтобы полностью погрузиться в культуру страны восходящего солнца. Однако какой бы ни была ваша мотивация к изучению японского, записывайтесь на курс «Японский язык для начинающих за три шага» и уже через год сдавайте Нихонго Норёку Сикен!