Хочешь выучить японский язык или узнать больше о культуре и истории Японии?

Выбирай лекции и курсы от профессионалов

Ближайшие курсы и лекции

Религия в Японии

Религия в Японии

В большинстве статей, посвященных Японии, упоминается о присущем японскому обществу религиозном синкретизме. И о том удивительном факте, что согласно опросам и переписям населения число сторонников синтоизма составляет 84% населения, буддизма – 71%. А еще ведь в Японии живут почти 3 миллиона христиан, есть последователи различных сект. Это не путаница и не арифметическая ошибка.

Для японцев совершенно естественно молиться в синтоистском храме, венчаться по христианскому обычаю в церкви, а прощаться с близким человеком навсегда – в буддистском. Это и есть пример религиозного синкретизма – соединения в жизни человека и всего общества различных религиозных положений и их взаимного влияния. Речь идет, прежде всего, о синтоизме и буддизме. Такое соединение и взаимовлияние порождают веротерпимость, уважительное отношение к чужим религиозным взглядам.

У японского общества есть печальный опыт кровавой религиозной войны в VI веке между сторонниками общепринятого тогда культа предков синто (синтоизма) и поборниками проникшего с Корейского полуострова буддизма. В действительности, эта была

борьба двух могущественных родов Мононобэ и Сога за власть в стране. Победил тогда род Сога, буддизм был провозглашен Религия в Япониигосударственной религией. Ради победы «правильной» новой религии Сога не пожалели даже императора. На престол впервые в истории Японии была возведена женщина по имени Суйко, а принцем-регентом стал ее племянник Сётоку. Он был ярым сторонником рода Сога и буддизма, правителем, основавшим в стране несколько десятков буддистских храмов. И человеком, добровольно оставившим пост принца-регента и проведшим последние 15 лет своей в жизни в молитвах в храмовом комплексе Хорюдзи. Самое любопытное, что основы религиозной терпимости заложил в японском обществе именно принц Сётоку. Поддержав «буддистскую» группировку и поднявшись благодаря ее победе на самую вершину власти, он осознал размер возможной катастрофы для страны в случае продолжения религиозной резни. Принц предпринял попытки примирить победителей с оставшимися в живых синтоистами. Ему принадлежит фраза: «Буддизм – это ветви на дереве синто, а конфуцианство – листья на этих ветвях».

Религия в Японии. Синтоизм

Религия в Японии

Культ предков синто (синтоизм) – это японская национальная религия, в отличие от привнесенного в страну буддизма или христианства.

Название этой религии «синто»(神道) пишется двумя иероглифами, первый из которых означает «божество», второй – «путь», а вместе «путь богов». Согласно мифологии синто, японские острова создала супружеская пара божеств Идзанаги и Идзанами. Их дочь Аматэрасу, богиня Солнца, отправила на Землю своего внука Ниниги, завещав его потомкам править Страной восходящего солнца до скончания веков. Завет был скреплен передачей символов власти императоров Японии. Эти символы – меч, ожерелье и зеркало – сохранились в синтоистском храме Исе до наших дней. Выполнить завет смог правнук Ниниги по имени Дзимму-тэнно, который стал первым императором, основав государство в 660 году до н.э. в завоеванной им священной местности Ямато. Отсюда следует догмат об исключительности Японии и божественном происхождении императорского рода.

У древних японцев был культ обожествления усопших предков и окружающей природы. Божествами (их называли «ками» 神) могли стать деревья, реки, озера, горы, явления природы. Чтобы указать, что это ками, японцы ограждали место его нахождения канатом, который украшали бумажными флажками белого цвета. Канат плели из рисовой соломы. Ками можно задобрить жертвоприношениями и выполнением ритуальных обрядов. Чтобы ками обратили на человека внимание, он должен перед алтарем дважды хлопнуть в ладоши.Религия в Японии

Богов и духов в синтоизме великое множество. Каждый японец ведет свое происхождение от одного из этих духов. После смерти японца его душа может превратиться в ками, но только при определенных обстоятельствах.

Для нас покажется странным и необычным, однако в синтоизме не существует канонических книг. У каждого синтоистского святилища свои предписания, свои мифы. В других святилищах о них могут просто не знать. В исторической летописи «Кодзики», которая написана на смеси китайского и японского языков и датируется VIII веком, собрана часть общих мифов синто. Летопись создавалась на основе преданий, которые до этого передавались из уст в уста. В «Кодзики» впервые озвучена мысль о божественном происхождении микадо (императора) и о превосходстве японцев над другими народами. Часть мифов попала в знаменитые «Нихон Сёки» («Записанные кистью анналы Японии»). Любопытно, что анналы и мифология японские, но записаны они на китайском языке.

Синто проникнут националистическим духом. Божественное происхождение имеет только японская нация, в силу этого остальное человечество исповедовать синтоизм не может. Целью жизни последователя культа синто должно стать осуществление идеалов предков. А предки видели это в духовном слиянии с божеством при помощи молитв и обрядов. Таким путем спасения души можно достичь уже в нашем, а не в потустороннем мире.

Религия в ЯпонииПосле «Реставрации Мэйдзи» синтоизм в 1868 году провозглашается государственной религией. Создается министерство по делам синто. Главным культом провозглашается культ микадо. Для поддержания боевого духа своих солдат в начавшихся войнах с Россией и Китаем погибших бойцов стали сразу объявлять ками. К чему это все привело, общеизвестно. После капитуляции император отказался от своего божественного происхождения, а синтоизм по новой конституции стал одной из религий.

Составляющие службы в синтоистском храме: очищение (хараи), жертвоприношение (синсей), молитва (норито), возлияние. Таких храмов в стране насчитывается более 80 тысяч. Обычно храмы посвящают одному ками, но есть и такие, где почитаются несколько ками. Построены храмы в очень живописных местах. Есть святилища, которые не имеют построек. Это участки, замощенные галькой и огороженные соломенным канатом. Перед входом на территорию основного строения в храмовом комплексе (оно называется «хондэн») обязательно ставят так называемое «тории»(鳥居). Это сооружение, похожее на ворота. Когда-то боги выманивали скрывшуюся в небесном гроте богиню Аматэрасу, отчего весь мир погрузился в темноту, с помощью петухов. Петухов посадили перед гротом на насест, который со временем принял у японцев форму тории.

Отправляют службу в храмах священники, которых называют «каннуси». Их готовят два университета. Раньше должности каннуси передавались по наследству. В храме каннуси одевают белое кимоно, белую или цветную плиссированную юбку и черную шапочку.

Давайте прогуляемся по одному замечательному храму в Киото!

Религия в Японии. Буддизм

Религия в Японии

Буддизм проник на территорию Японии в VI веке из Кореи. В ту далекую эпоху государство Ямато поддерживало одно из корейских государств в войнах с соседями. По преданиям, именно тогда на острова прибыло несколько буддистских монахов. Безусловно, влияние на благосклонное восприятие буддизма частью японской знати был тот факт, что эта религия уже укоренилась к тому времени в Китае. Так сложилось исторически, что «японский» буддизм сложился из соединения буддистских идей, мифов синтоизма и японской культуры.

Неожиданно появившийся в жизни страны буддизм был использован одной из дворцовых группировок во главе с родом Сога для укрепления своих позиций при дворе императора. Сога настолько вошли во вкус, что этим не ограничились, императора убили и фактически захватили власть в стране. В самом начале VII века Сётоку объявил своим указом, что отныне все японцы должны Религия в Япониипочитать три новые святыни: Будду, дхарму (учение) и сангху (община, храм). В 685 году императорским указом буддизм фактически объявлялся государственной религией.

«Равновесие» в положении двух религий власти страны установили только к концу VIII века, повелев буддистским монахам и синтоистским каннуси совместно проводить богослужения и вместе участвовать в празднествах. Было также объявлено, что старые божества культа синто – это перевоплощение буддистских богов, а некоторые из ками смогли достичь просветления, то есть объявлялись бодхисатвами.

В Японии буддизм получился очень «пестрым»: постоянно возникали, исчезали все новые секты. Самой известной стала разновидность буддизма «дзэн-буддизм». Ее догматы во многом совпадают с догматами китайского чань-буддизма. Цель человека – достижение просветления (сатори). Это возможно только путем духовного общения.

Религия в ЯпонииСо временем буддистские монастыри превратились в серьезную силу. Начались стычки, а потом и настоящие войны монастырей между собой и с феодалами. Япония погрузилось в эпоху Смутного времени. В попытке положить конец смуте и снова объединить страну крупный феодал Ода Нобунага умело воспользовался преимуществами огнестрельного оружия, которое стал получать от первых проникших в Японию европейцев, и нанес удар по многочисленным недругам и по буддийским монастырям. В них он видел одну из причин раздробленности страны. Он не только нападал и разрушал самые крупные и богатые из них, но и приказал истреблять буддистских монахов. Счет шел на десятки тысяч убитых и замученных. Буддизм перестал существовать как политическая сила, с которой власти раньше должны были считаться, и стал инструментом управления в руках правителей эпохи Токугава.

Однако с упадком последнего в истории сёгуната пришла в упадок и буддийская церковь. Окончательно буддизм лишился своего привилегированного положения в Японии с началом «Реставрации Мэйдзи».

Религия в Японии. Христианство

Религия в Японии

Появление на островах первых европейцев, привезенное ими огнестрельное оружие сыграло заметную роль в истории Японии. Именно благодаря поддержке европейцев Ода Нобунага стал одерживать свои победы. Он был близок к объединению страны, но был убит. К этому моменту в Японии активно продвигали христианство многочисленные миссионеры, в том числе иезуиты. Остров Кюсю фактически стал христианским – новую религию приняли местные феодалы. Такое сверх активное проникновение не понравилось новым властям, которые взяли курс на самоизоляцию стран от чуждых и вредных иностранных влияний. Иностранцы были изгнаны из страны, отныне им разрешалось торговать только в строго ограниченных местах под контролем сёгунов. Миссионеров убили, христианство запретили. Победивший клан видел в нем инструмент влияния европейских держав. В ответ вспыхнули восстания в «христианских» областях. Власти смогли быстро и с невиданной жестокостью подавить.

Когда контакты под дулами пушек «черных кораблей» американского командора Перри возобновились в 1853 году, новую волну миссионеров (теперь протестантских) массы встретили враждебно, дело часто доходило до их убийства и террористических акций против христианских миссий. По словам прибывшего в Японию в 1860 году иеромонаха Николая (Касаткина), для японцев иностранцы были просто зверьми, а христианство – злодейской сектой чародеев. Япония в ту эпоху оставалась последним островком, который еще не захлестнула волна протестантско-католической экспансии.

Христианство было разрешено официально в 1873 году, а уже через два года епископ Николай открывает духовную семинарию. В 1891 году в Токио завершается строительство первого православного Собора Воскресения Христова. На его освящении должен был присутствовать сам наследник русского престола, будущий император Николай II. Однако известное покушение заставило наследника свои планы изменить.

Несмотря на довольно многочисленное число христиан в современной Японии (звучат разные цифры от 2 до 3 миллионов человек), отношение японского общества к этой религии носит скорее поверхностный характер и ограничивается любопытством. И еще модой. Именно по этой причине проводятся свадьбы в христианских храмах.

Секты в Японии

Религия в Японии

Когда разговор заходит о сектах в Японии, сразу вспоминается печально известная Аум Синрикё. Создал ее Сёко Асахаро в 1987 году, а через 8 лет своим террористическим актом в метро японской столицы секта «прославилась» на весь мир. Запрещена во многих странах мира. Кроме… Японии. Японское правительство не смогло добиться решения суда об объявлении секты вне закона. Новое название – Алеф.

Есть в Японии секта «Учение цветка». За лжепредсказательства, шарлатанство и вымогательство руководство секты пошло под суд, заплатило огромный штраф и сейчас продолжает свою деятельность под названием Yorokobi Kazoku no Wa.

Религия в Японии продолжает играть огромную роль в жизни очень однородного по национальному составу и закрытого японского общества. Многовековая история синтоизма и буддизма оказали огромное влияние на судьбу страны Восходящего солнца. Религия в Японии сильно изменилась, но осталась очень почитаемой.

Если вы читаете данную статью, то, возможно, мечтаете когда-нибудь поехать в Японию. Возможно, вы уже даже выбрали время и место.  Но знаете ли вы, что бОльшая часть населения Страны Восходящего Солнца не говорит по-английски? Чтобы сделать ваше путешествие незабываемым, я бы советовала выучить хотя бы основы японского языка. Знаете, японцы очень радуются, когда иностранцы говорят им даже самые простые фразы! Как выучить японский язык? Для начала я вам предлагаю вступить в наш Закрытый клуб любителей Японского языка, где вы сможете учиться по таким направлениям, как Разговорный японский язык, Расширение словарного запаса, Изучение ключей японских иероглифов и пр. Эти знания сделают вашу поездкой незабываемой и помогут завести вам друзей-японцев!

Чтобы узнать больше о нашем основном курсе для начинающих учить японский язык, пройдите по ссылке

25963 0
Дата: 06.07.2015 / Рубрика: Японская культура
Вконтакте
Facebook
WordPress
На указанный адрес вы сможете получить ответы
Начать подбор